10-12 июня

Круглый стол «Искусственный интеллект в авиации»

Искусственный интеллект уже проник во многие сферы деятельности человека. Каковы же его перспективы в авиации? Предлагаем разобраться в этом вопросе, прояснить значение ИИ для развития отрасли, оптимизации всех процессов её функционирования, безопасности полетов.

Последние годы авиакомпании активно применяют блокчейн и алгоритмы машинного обучения для решения задач отрасли. С помощью технологии распределённого реестра компании создают безопасные системы хранения и передачи данных, в то время как анализ больших данных используется для принятия решений в задачах авиасообщения.

Компании стремятся снизить влияние человеческого фактора на безопасность полётов. Разрабатывают блокчейн-протокол для менеджмента данных о полётах и техническом обслуживании воздушных судов. Основной акцент — на предотвращении аварий, связанных с некорректным техническим обслуживанием и рассогласованием сведений о полётах. Для этого в проекте хранятся не только маршрутные данные, но также информация о техническом обслуживании воздушных судов, сертификатах и лицензиях пилотов.

Разработка и использование искусственного интеллекта в авиационной отрасли имеет многообещающие перспективы. Для начала обсуждения предлагаем следующие темы:
1. Автономизация процесса полета, как основная цель внедрения Искусственного интеллекта в авиационную отрасль.
2. Перспективы реализации DAA (Detect and Avoid) на базе Искусственного интеллекта. DAA – система автоматического обнаружение другого воздушного судна в воздухе и автоматическое уклонения от него. Внедрение ИИ в математические модели DAA для повышения прогнозирования заблаговременной конфликтной ситуации в режиме реального времени.
3. Внедрение ИИ в систему управления и организации воздушного движения. Внедрение ИИ в оборудование участников воздушного движения. Организация распределенной сети летательных аппаратов и управление ей.
4. ИИ и машинное зрение. Задачи, которые могут быть решены: картографирование, поисково-спасательные операции, построение цифровых моделей местности и др. Роль искусственного интеллекта в развитии глобальных навигационных систем и систем посадки, в том числе на подвижные объекты в сложных метеоусловиях.
5. Автопилоты и беспилотные вертолеты: как Искусственный интеллект изменяет авиационную отрасль. Поэтапное обеспилочивание, внедрение второго виртуального пилота.
6. Безопасность искусственного интеллекта в авиации: аспекты регулирования и ответственности.
7. Искусственный интеллект в обслуживании вертолетов: новые возможности и вызовы для технического обслуживания воздушных судов. Внедрение бортовых систем мониторинга технического состояния воздушных судов и прогнозирование необходимости замены потенциально неисправных элементов.

Главной проблемой внедрения технологий блокчейн и ИИ в авиации является отсутствие единых стандартов. Каждая компания использует собственный подход к этим технологиям, что затрудняет взаимодействие между компаниями и создание общих стандартов.
Блокчейн и искусственный интеллект имеют огромный потенциал для применения в авиационной отрасли для улучшения безопасности и эффективности авиационных процессов. Однако, для того чтобы эти технологии распространились в авиации, необходимо создание общих стандартов и инвестиций в развитие технологий.

К обсуждению вопросов применения ИИ в авиации приглашены:
• Разработчики/IT компании:
— ГосНИИАС
— Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского»
— МФТИ
— Cognitive Technologies
— Яндекс
— Sber AI
— АО «Лаборатория Касперского»
— Мэйл.ру групп
— Сколково ИТ
• Производители авионики, БРЭО:
— Институт Авиационного Приборостроения «Навигатор»
— Предприятия АО «КРЭТ»
— независимые производители БРЭО
• Представители производителя вертолетов – по вопросу ТОиР и цифровых двойников
— АО «ОДК»
— АО «Вертолеты России»
• Представители авиационных властей:
— Росавиация
— Минтранс РФ
• Нейрофизиологи
• Представители финансового сектора для обсуждения вопросов материального обеспечения и инвестирования разработок в этой области.

Результатом такого обсуждения могли бы стать рекомендации со стороны авиационного сообщества разработчикам систем ИИ для авиационной отрасли, а также, более тесное знакомство между ними для углубления сотрудничества и, как следствие, ощутимого качественного прорыва в данном стратегическом направлении.

Информационные партнеры