10-12 июня

Дискуссия «Авиационная отрасль для развития Арктики и Дальнего востока»

Освоение и сбережение Арктики и развитие Дальневосточного региона приобрели в России характер национальных проектов, что говорит о серьёзных намерениях государства в этом регионе. Очевидно, что эта работа не может быть выполнена без участия вертолётной техники.

Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 утверждена  Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Среди прочих основных опасностей, вызовов и угроз, формирующих риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, Стратегия указывает на:

— низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе предназначенной для функционирования малой авиации и осуществления круглогодичных авиаперевозок по доступным ценам, высокая стоимость создания объектов такой инфраструктуры; и

— отсутствие системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов в акватории Северного морского пути.

Выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обеспечивается путём реализации, среди прочих, следующих мер:

— оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, автомобильным и авиационным транспортом для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для доставки лекарственных препаратов в населённые пункты, расположенные в отдалённых местностях, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов; и

— совершенствование механизмов субсидирования магистральных, межрегиональных и местных (внутрирегиональных) авиаперевозок.

Реализация Стратегии осуществляется в три этапа. На первом этапе её реализации (в 2020 — 2024 годах) предусматривается, в частности, модернизация первичного звена здравоохранения, оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, автомобильным и авиационным транспортом, в том числе для обеспечения медицинской эвакуации членов экипажей судов в акватории Северного морского пути.

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал 2 ноября 2020 года перечень поручений по итогам рабочей поездки в Мурманскую область.

Так, согласно перечню, Минтрансу России, госкорпорации «Росатом» и Минвостокразвития России предстоит до 31 мая 2021 года внести на рассмотрение в Правительство стратегию развития транспортной инфраструктуры в российской части Арктики. Документ должен быть рассчитан на ближайшие 10 лет.

МЧС России, Минтрансу России, Минфину России, Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Госкорпорации «Росатом» поручено представить в Правительство Российской Федерации:

— согласованные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области организации аварийно-спасательной деятельности в акватории Северного морского пути и Арктической зоне Российской Федерации;

— проект комплексного плана развития аварийно-спасательной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации, предусматривающего в том числе мероприятия по созданию комплексных аварийно-спасательных центров, оснащению их авиационной техникой в арктическом исполнении, морскими судами, техническими средствами и экипировкой.

Минтрансу России, Минфину России, Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Роскосмос» поручено представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий («дорожную карту») по развитию аварийно-спасательной инфраструктуры ФГБУ «Морспасслужба» в акватории Северного морского пути на период до 2035 года с согласованной оценкой необходимого финансового обеспечения её реализации в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Однако, не смотря на амбициозность планов по освоению этого континента и лидерство России в производстве вертолётов для самых суровых климатических условий, мы всё еще не создали специальный арктический вертолёт.

Новая транспортная стратегия России предполагает для развития Дальневосточного Федерального округа создание Дальневосточной транспортной компании, в которой существенную часть должна играть вертолётная техника. Необходимо разрушить миф о нерентабельности грузо-пассажирских перевозок вертолётами на местных авиалиниях и доказать обратное.

Каковы перспективы применения отечественной техники, требуется ли её модернизация для безопасного и постоянного применения в этих регионах, как будут решаться вопросы топливообеспечения, технического обслуживания, инфраструктуры, подготовки кадров – это далеко не весь список вопросов, который предлагается к обсуждению.

К участию в дискуссии приглашаются представители федеральных органов власти, заинтересованных ведомств (заказчиков работ), представители производителей, эксплуатантов, инфраструктурных служб, финансовых институтов, экологи и все любители Арктики и Дальнего востока.

Принимаем заявки на выступления спикеров.
 
Модератор:

Федор Борисов

Главный эксперт: Факультет городского и регионального развития / Институт экономики транспорта и транспортной политики / Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ.

 
Спикеры:

Дмитрий Гаврилов

Заместитель генерального директора по НИОКР АО «Элкус».

Тема: Унифицированный КБО поисково-спасательного вертолета для АЗРФ. Опыт разработки на примере ОКР «Буревестник».

Александр Федотовских

Член Президиума — директор СПП-Заполярье, к.э.н., профессор РАЕ.

Тема: Эксплуатация беспилотных авиационных систем с технологиями искусственного интеллекта в Арктике: современные возможности и требования.

Сергей Чанушкин

Технический директор АО «Навигатор».

Тема: Система посадки и наблюдения оперативного развертывания (КОРМА).

Информационные партнеры