19-21 мая

Москва, Крокус Экспо

Современные технологии спасательных операций обсудили специалисты в рамках выставки HeliRussia 2021

Конференция «Современные технологии спасательных операций» не первый год поднимает наиболее актуальные вопросы, которые еще долго обсуждаются авиационным сообществом. В этом году модератором секции выступил Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО) ГКУ «Московский Авиационный Центр» Александр Панормов. Он поделился с нами впечатлениями от прошедшего мероприятия:

«Традиционно проводящаяся в рамках международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia конференция «Современные технологии спасательных операций» неизменно вызывает интерес специалистов в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проведения аварийно-спасательных работ. Состоявшаяся 21 мая конференция на стала исключением. Доклады, представленные на конференции, касались как опыта применения авиационной техники вообще, так и вертолетной в частности. Прозвучали сообщения, представляющие технические и технологические решения отдельных задач, возникающих при проведении спасательных операций.

Представитель Департамента спасательных формирований МЧС России, полковник Петр Гриценко, сам являющийся спасателем международного класса, представил участникам конференции информацию об опыте, накопленном нашим главным спасательным ведомством в части применения авиационно-спасательных технологий. Отдельная спасательная операция, проведенная спасателями Северного Урала, была освещена Игорем Зубаревым, начальником учебно-научного комплекса пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Уральского института ГПС МЧС России. Спасательные работы проводились в условиях низких температур создающих реальную угрозу жизни человека. Информация вызвала живой интерес у собравшихся профессионалов и была подробно разобрана.

Представители «Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы» Сергей Буланов и Дмитрий Иванчин представили информацию об опыте и правилах проведения реанимационных мероприятий непосредственно в полете, а также осветили крайне важный опыт соблюдения безопасности при работе вблизи вертолета врачей, спасателей, добровольцев, водителей санитарного транспорта. ЦЭМП накопил громадный опыт за многие годы деятельности в области авиационно-спасательных технологий. Доктор С. Буланов ответил на множество вопросов собравшихся.

Дмитрий Глаголев, легендарный парашютист и спасатель, генеральный директор ООО «Научно-практический центр Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ГА» представил разработку, предназначенную для эффективного десантирования грузов. Практически любой вертолет, оборудованный рампой, без труда готовится для выброски грузов на стандартных десантных платформах. При этом загрузка воздушного судна выполняется с достаточно эффективным использованием внутреннего объема грузовой кабины, используется максимальная грузоподъемность, а выброска осуществляется безопасно и быстро. Грузы, а это могут быть как спасательные средства, так и грузы гуманитарной помощи, приземляются прогнозируемо и не имеют разброса по поверхности земли или воды. В помощь экипажу разработан программный продукт, который позволяет с помощью планшетного компьютера получить полетные данные для успешной выброски.

Главный конструктор систем беспроводной связи ООО НПП «Прима» Александр Вольфензон продемонстрировал перспективную разработку своего предприятия. Система дуплексной беспроводной связи внутри малых групп, действующих в условиях интенсивного шумового и ветрового воздействия, позволит многократно повысить безопасность и эффективность операций по десантированию, упростит взаимодействие экипажа вертолета и наземной спасательной группы, делает комфортным общение на борту воздушного судна. В качестве развития системы предусмотрено интегрирование в радиосети авиационного и наземного диапазона.

Павел Уловский, представитель ООО «Эталон», выступил с информацией об использовании эвакуационного каната при проведении аварийно-спасательных работ. Устройство представляет собой эвакуационный канат с комплектом принадлежностей, позволяющее быстро организовать эвакуацию людей из опасной зоны на внешней подвеске вертолета. Представленное техническое решение вызвало дискуссию собравшихся специалистов. Тем не менее надо признать, что подкупающая простота устройства, как конструктивная, так и в плане применения, могут стать настоящим воздушным «спасательным кругом» для человека, находящегося в реальной опасности.

Активный участник конференции, врач бригады экстренной помощи горного патруля минздрава Краснодарского края, Александр Гриценко поделился опытом использования строп-коннекторов применяемых при эвакуации пострадавших на внешней подвеске вертолета. Указанное устройство позволяет спасателю сократить количество манипуляций при подготовке пострадавшего к подъему, а соответственно снизить вероятность возникновения фатальных ошибок. Что особенно важно при работе в экстремальных условиях, обусловленных воздействием

воздушного потока, неблагоприятными погодными условиями, усталостью участников спасательной операции.

В рамках обсуждений докладов конференции сформировалось мнение о явной недостаточности контактов производителей и пользователей. Трудно сконструировать и сделать эффективную спасательную машину, не общаясь непосредственно с теми, кто эту машину будет эксплуатировать. Опыт НПП ООО «Прима» показывает, что совместная работа со спасателями при создании технических решений многократно повышает эффективность разработок инженеров.

Еще одним направлением, требующим внимательной работы, является нормативно-правовая база в области беспарашютного десантирования. Характерно, что на границе двух сред, а в нашем случае это воздушное законодательство и законодательство в области чрезвычайных ситуаций, в таком пограничном слое неизменно возникают зоны, требующие внимательной и тщательной проработки. С привлечением, в том числе, международного опыта.

Конференция продлилась четыре часа, участники конференции отмечали важность и полезность такой встречи и выразили надежду на новые встречи и творческие контакты”.

Организаторы выставки выражают благодарность участникам секции за высокий профессионализм и вовлеченность! Уверены, что поднятые в рамках дискуссий вопросы будут своевременно находить свои решения. Мы, в свою очередь, будем продолжать развивать тему спасательных операций в рамках площадки HeliRussia и иных мероприятий, организуемых при поддержке Ассоциации Вертолетной индустрии.

XIV Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2021 прошла c 20 по 22 мая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1606-р от 19.07.2019 года. Место проведения — МВЦ «Крокус Экспо», павильона № 1, залы № 3, 4. Организатор выставки — Минпромторг России. Титульный партнер — холдинг «Вертолеты России». Официальный партнер — Банк ВТБ. Мероприятие проходит по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии.

Информационные партнеры