10-12 июня

Итоги XVI Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2023

О выставке

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia –  единственная выставка в России, на которой представляют мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной индустрии — от проектирования и производства до эксплуатации, а также экономические и финансовые инструменты.

HeliRussia 2023 состоялась 18-20 мая 2023 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1846-р, которое предполагает демонстрацию продукции военного назначения. Выставка позволяет расширить взаимодействие отечественных и зарубежных разработчиков и производителей вертолетной техники, специализированного оборудования, комплексов управления, навигации и связи.

Организатор выставки — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Устроитель — ООО «ХЕЛИРАША», При поддержке — Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ)

HeliRussia 2023 не только позволила показать достижения российской вертолетной индустрии и БПЛА, но и привлекла на российский рынок новые фирмы, продолжая, несколько в ином формате, развитие международного взаимодействия. Выставка служит площадкой для диалога с регуляторами отрасли, руководителями ведущих предприятий, а также иностранными партнерами.

На HeliRussia традиционно проходит насыщенная деловая программа, которая является важной частью организации выставки и служит платформой для развития вертолетной отрасли. Темы для обсуждения на круглых столах, конференциях, семинарах направлены на решение отраслевых задач. Отечественная промышленность, несомненно, остается мировым лидером в области создания и производства тяжелых вертолетов, как Ми-26Т2, и вертолетов средней грузоподъемности типа Ми-8. Российские вертолеты удерживают прочные позиции по технике с максимальной взлетной массой 13–16 тонн и вместимостью 24–30 пассажиров.

Вертолеты типа Ми-8/17 и модернизированные версии в данной категории — Ми-172А2/А3 и Ми-38 привлекают к себе как иностранных, так и отечественных заказчиков.

Вертолеты марки «Ми» по-прежнему составляют 95% от всего отечественного производства винтокрылых машин.

Разработкой и производством вертолетов гражданского назначения на территории РФ занимаются следующие предприятия: АО «НЦВ Миль и Камов», ПАО «Роствертол», АО «Казанский вертолетный завод», АО «Улан-Удэнский авиационный завод», АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», АО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина», которые входят в состав холдинга «Вертолеты России».

XVI Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia показала, как будет развиваться отечественная вертолетная индустрия.

В выставке приняли участие 111 компаний, посетили около 10000 человек, представлены более 120 экспонатов, среди которых новые разработки и предложения рынку, в том числе по импортозамещению.

Закрытая выставочная площадь составила 6000 м. кв.

Выставку посетили представители 49 иностранных государств и делегации: Беларуси, Казахстана, Китая, Коста-Рики, Бразилии, Буркина-Фасо, Ганы, Филиппин, Колумбии, Алжира, Судана, Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, ЮАР, ЦАР, Перу, Пакистана, Индонезии, Малайзии, Аргентины, Туниса, Иордании и другие.

Выставочная экспозиция была представлена следующими образцами: новинка этого года вертолет — KONNER K2, разработанный итальянской авиастроительной компанией Konner Srl, вертолеты — Robinson R44, Robinson R66 и EC 125; автожиры — «Калидус», «Gyro Classic», MagniGyro M24 Orion, MagniGyro M16 Tandem Trainer, а также 31 образец БПЛА.

HeliRussia 2023 демонстрировала продукцию и разработки предприятий, которые входят в крупнейшие государственные холдинги, концерны, научно-промышленные объединения, среди которых: АО «ОДК», АО «КРЭТ», холдинг «Вертолёты России». Компании ГК «Ростех» представили модели вертолётов, беспилотную технику, перспективные вертолётные двигатели ВК-650В и ВК-1600, радиоэлектронное оборудование, бортовые системы, комплектующие и новые материалы.

БПЛА – актуальность нашего времени.

Конечно, в этом году не обошлось без демонстрации беспилотных летательных аппаратов – актуальной техники нашего времени.

Среди компаний, представивших БПЛА, были, как уже известные разработчики и производители, так и новые: АО «Вертолеты России», ООО «АСК», ООО «Аэродин», ООО «Аэромакс», ООО «Гаскар Групп», ОАО Казанский завод «Электроприбор», КНИТУ-КАИ им А.Н. Туполева, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), ООО «Связь Спецзащита», ООО «Филин Аэро», АО «Эйрбург» и другие.

Холдинг «Вертолёты России» представил первый беспилотный летательный аппарат вертолётного типа БАС‑200, сертифицированный Авиационным регистром России для коммерческой эксплуатации. БАС-200 — российская беспилотная авиационная система, предназначен для транспортировки грузов.

Кроме грузоперевозок (медикаментов, продуктов, почты и др.) БАС-200 способен производить мониторинг местности в светлое и тёмное время суток (разведка), аэрофотосъемку, магнитометрическую и тепловизионную съемки, поисково-спасательные операции, трансляции и ретрансляции теле и радиосигналов. БАС-200 планируется применять в Арктической зоне, но пока он сертифицирован на -10°С. Наиболее перспективным применением БАС-200 является геологоразведка, поиск новых нефтяных и газовых месторождений.

БАС-200 построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Хвостовое оперение с одним килем, шасси аппарата лыжного типа. Расчёт составляют два человека — командир ВС (внешний пилот) и оператор целевой нагрузки. Вертолёт и пульт управления перевозятся совместно в специальном контейнере на автомобиле.

Дальнейшее развитие БАС-200 планируется на базе авиационного кластера в городе Кумертау (Башкортостан) с созданием полной технологической цепочки по производству беспилотной авиационной системы.

«Почта России» заключила соглашение об использовании БАС-200 для перевозки грузов в труднодоступных регионах. Начиная с Чукотки, «Почта России» планирует охватить беспилотными аппаратами Камчатку, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

В апреле 2023 года БАС-200 подтвердил максимальную взлетную массу 200 кг и увеличил дальность канала связи до 72 км в ЯНАО.

Клевер. Гаскар CODE — конструктор программируемого квадрокоптера. Образовательный набор квадрокоптера с открытым исходным кодом для обучения эксплуатации беспилотных авиационных систем, начиная с 12 лет. Данная разработка предлагается как решение для обучения летающей робототехнике и развития новых навыков: моделирование – создание 3D-моделей дронов и полезных нагрузок; сборка – развитие мелкой моторики, работа с электроникой; пилотирование – управление дроном с помощью пульта дистанционного управления и камеры; программирование –Scratch, Python и С++ кодирование с использованием системы Linux.

ООО «АСК» представила на своем стенде АСК Х-1беспилотный летательный аппарат для широкого спектра разведывательных задач, оборудованный Full HD камерой и тепловизором.

Характеристики данной модели: дальность передачи видеосигнала до 5 км, время полета до 35 минут, обладает высокой устойчивостью к РЭБ, имеет модульную сборку, высокую износостойкость и класс влагозащищенности IP53, поставляется с пультом управления, который является защитным кейсом и зарядной станцией для батарей.

АСК X-2 — беспилотный летательный аппарат для широкого спектра задач. Оборудован Full HD камерой с 360 кратным увеличением и тепловизором для эффективного мониторинга местности и обнаружения тепловых сигнатур.

Характеристики данной модели: дальность управления и передачи видеосигнала до 10 км, обладает высокой устойчивостью к РЭБ, время полета до 45 минут, грузоподъемность 3 кг, имеет модульную сборку, высокую износостойкость и класс влагозащищенности IP53. Беспилотник может использоваться как ретранслятор для управления других БПЛА, что позволяет проводить операции в городских постройках, лесистой местности и в условиях ландшафтного перепада высот. Эту модель можно использовать как привязанный дрон для непрерывного нахождения в воздухе (в данном случае питание и управление передается по кабелю и позволяет держать дрон в воздухе на высоте до 200 метров)

ООО «Связь Спецзащита» представила гибридный БПЛА самолетного типа «АДМИРАЛ»

Большой гибридный БПЛА самолётного типа с вертикальным взлетом и посадкой предназначен для термальной фото и видеосъемки, доставки грузов, аэрофотосъемки больших площадей и протяженных объектов на камеры класса Sony. Возможна установка различного рода видеокамер с 10, 20 или 30кратным зумом на гиростабилизированных подвесах. Базовая версия БПЛА «Адмирал» оснащена двухтактным бензиновым двигателем мощностью 7,2 л.с. со встроенным электростартером и генератором. В комплекте идет НСУ с системой технического зрения на базе нейросети для распознавания заданных объектов. Время полета данной модели 6 часов, дальность полета до 500 км, скорость полета: до 100/150 км/ч.

Модель БПЛА БОЕЦ-180

Складной гибридный БПЛА «Шершень» или «БОЕЦ-180» предназначен для выполнения различных задач от мониторинга, охраны объектов, ретрансляции сигнала до транспортировки или доставки. Время полета до 6 часов, дальность полета до 150 км, скорость — до 40 км/ч.

Модель БПЛА БОЕЦ 7Ц

Предназначена для оперативной доставки груза к цели. Обладает легким весом. Время полета до 11 минут, дальность полета до 6,5 км с нагрузкой, скорость -до 55/95 км/ч.

ООО «Филин Аэро» предложила рынку линейку БЛА вертикального взлета, решающих более 80% задач, существующих для аппаратов данного типа.

Компания разработала концепцию конструкции БЛА на основе типовых и унифицированных элементов, которая позволяет оперативно создавать новый аппарат под конкретные задачи заказчика либо внести изменения в уже имеющийся у заказчика аппарат для выполнения новых или дополнительных задач.

БЛА Filin Aero модель F1

Время полета 5 минут, дальность полета ограничена количеством топлива на борту, скорость полета до 72 км/ч

БЛА Filin Aero модель F2

Время полета 5 минут, дальность полета ограничена количеством топлива на борту, скорость полета до 72 км/ч

 

Открытие выставки

Торжественная церемония Открытия состоялась в 18 мая 2023 года в 13.00 на выставочной сцене павильона. В этом году выставку открывали: Кожин Владимир Игоревич — Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Цыденов Алексей Самбуевич — руководитель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», глава Республики Бурятия, Бочаров Олег Евгеньевич — Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Плутницкий Андрей Николаевич — Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, Добряков Андрей Анатольевич – Заместитель руководитель Федерального агентства воздушного транспорта, Казачков Михаил Юрьевич – Председатель Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии, Борис Сергеевич Алешин — Заместитель Председателя Союза машиностроителей России, Академик Российской академии наук. Симигин Павел Владимирович — Депутат Государственной Думы от Хабаровского края, член Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Владимир Игоревич Кожин зачитал обращение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к участникам выставки: «…Уверен, что ваша выставка, проходящая в Десятилетие науки и технологий и в год 100-летия отечественной гражданской авиации, пройдёт на высоком уровне, даст старт перспективным идеям и инициативам, наметит приоритетные направления устойчивого развития вертолётной индустрии, пилотируемой и беспилотной авиации…»

Приветственные слова участникам, организаторам и гостям выставки направил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Валентинович Мантуров: «…За годы своего существования выставка зарекомендовала себя в качестве авторитетной научно-интеллектуальной площадки. Практические рекомендации по развитию авиапромышленного комплекса страны, которые подготавливают эксперты HeliRussia, неизменно востребованы в профильных органах государственного управления…».

Также в адрес участников, организаторов и гостей выставки получена Правительственная телеграмма от заместителя Председателя Межфракционной рабочей группы по развитию малой авиации, Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Олега Юрьевича Леонова.

Почетные гости ознакомились с экспозицией выставки.

Компания ООО «Аэромакс» продемонстрировала образцы БПЛА.

SH-3000 по праву привлекал внимание всех посетителей – беспилотник, размером с серьезный вертолет. Гражданская беспилотная авиационная система вертолетного типа взлетной массой свыше 3000 кг и общей полезной нагрузкой до 1 тонны. Воздушное судно не имеет аналогов по взлетной массе и грузоподъемности среди российской и зарубежной беспилотной техники.

SH-3000 обладает уникальными эксплуатационными характеристиками, которые позволяют использовать вертолет практически во всех климатических и географических условиях.  SH-3000 может совершать взлет и посадку на сложных и неподготовленных площадках. Беспилотный вертолет планируется задействовать в проектах по доставке грузов на труднодоступные территории.

Еще одним новшеством HeliRussia стал грузовой беспилотник на водородном топливе. Обновленная модель беспилотного вертолета SH-750 с гибридной силовой установкой на водородных топливных элементах. Это первая в мире попытка интегрировать водородную силовую установку в грузовую беспилотную технику. Взлетная масса этой модели воздушного судна составляет 750 кг, а масса полезной нагрузки – 300 кг.

Силовая установка основана на технологиях, успешно применяемых в автомобильной промышленности, имеет малый вес и габариты. Вместе с тем, обладает увеличенной мощностью 150 кВт. Устройство преобразует химическую энергию топлива в электрическую и подает ее на электродвигатель приводов несущего и хвостового винтов.

Компания ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина представила радиопрозрачный антенный обтекатель вертолётной радиолокационной системы, который является конструктивным элементом фюзеляжа летательного аппарата и предназначен для защиты навигационной системы воздушного судна от аэродинамического, механического воздействий, воздействия влаги, солнечной радиации. Показателем эффективности антенного обтекателя является коэффициент прохождения электромагнитных волн: чем он выше, тем более полные и точные навигационные данные получают пилоты.

Специалисты компании разработали новую технологию производства радиопрозрачного антенного обтекателя вертолётной радиолокационной системы: из препрега (композиционный материал) на основе кварцевой ткани с использованием стеклопластикового сотового заполнителя и стеклянной сетки. Результаты испытаний показали, что изделие обеспечивает коэффициент прохождения электромагнитных волн в диапазоне навигационных систем летательных аппаратов не менее 90-92%. Современные международные стандарты требуют обеспечения коэффициента прохождения для рассматриваемых систем навигации не ниже 80% — 85% в зависимости от классификации.

Разработка позволит более чем на 10% увеличить коэффициент прохождения электромагнитных волн, что позволит пилотам воздушного судна получать более точную навигационную информацию. Изобретение является научным заделом предприятия и защищено патентом. Полученная технология может улучшить качество работы вертолетных радиолокационных систем более чем на 10%, а также обеспечить надежную защиту оборудования от внешних факторов.

Экспозиция АО «Навигатор» была представлена следующими образцами:индивидуальная система навигации «ИСН-ЧАСЫ» предназначена для ориентирования на местности путем точного определения местоположения.

Выполняемые задачи: прием данных ГНСС, определение вертикальной и воздушной скорости, барометрической высоты, температуры воздуха, местоположения с использованием GPS, GLONASS, Galileo, Beidou; отображение карты местности на дисплее с указанием местоположения пользователя; элемент mesh-сети LoRaWAN, прием телеметрии с БПЛА, передача собственных координат.

В систему встроены акселерометр, компас, барометрический альтиметр, позволяющие не только определять координаты положения устройства в пространстве, но и следить за скоростью их изменения. Например, для повышения безопасности в процессе парашютного десантирования система оповестит пользователя о достижении высоты и скорости полета, при которых рекомендуется раскрытие купола.

Малогабаритный излучатель сквиттеров (транспондер) «ADS-Bee –  первое в России малогабаритное радиопередающее устройство, позволяющие делать беспилотники «видимыми» для пилотируемых воздушных судов и диспетчерских пунктов. Новая разработка позволит интегрировать БВС в единое воздушное пространство и обеспечить безопасную эксплуатацию БПЛА.

Характеристики данного устройства: небольшие габариты и масса (8 грамм без антенны), что позволяет устанавливать «ADS-Bee» даже на очень маленькие дроны; получает управляющую и навигационную информацию через интерфейсы UART и CAN по протоколам взаимодействия MavLink v2.0 и DroneCan; передает информацию о местоположении воздушного судна, опознавательном индексе и категории воздушного судна, статусе аварийной обстановки и эксплуатационном состоянии; опытный образец имеет мощность 2 ватта и позволяет обнаруживать БПЛА на дальности 3-5 км.

 «Наземная станция» представляет собой приемник сообщений АЗН-В, разработанный в защищенном по стандарту IP67 пластиковом корпусе и имеющий интерфейс для связи и подачи питания Power-Over-Ethernet (POE).

Установка проста благодаря входящему в комплект кронштейну для крепления на стойке и одному кабелю POE, который обеспечивает как питание, так и передачу данных. Настройка осуществляется через простой веб-интерфейс. Встроенный GPS обеспечивает точную временную метку для обмена сообщениями. Кроме того, «Наземная станция» имеет канал передачи данных общего назначения, выполненный по технологии LoRa, который может быть использован для передачи данных телеметрии и дифференциальных поправок ГНСС.

«Наземная станция» обеспечивает прием сообщений АЗН-В, передачу данных барометрической высоты; элемент mesh-сети LoRaWAN, прием телеметрии с БПЛА.

DAA — Система обнаружения и ухода от столкновения обеспечивает функции наблюдения, ФПС I (TCAS I), приёмоответчика, обнаружения и ухода.

DAA разрабатывается в инициативном порядке. Создание системы является ответом на потребности рынка и обусловлено трендом на стремительное развитие беспилотных технологий в авиации, что ведет к многократному увеличению количества полётов БПЛА, в том числе в едином воздушном пространстве с гражданскими воздушными судами. Безопасное выполнение данных полетов—задача государственного уровня. Утверждение Президентом РФ Перечня поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем Пр-2548. От 30 декабря 2022 года.

АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» представило: резинотехнические изделия; гибкие тяги систем управления, гибкие фторопластовые рукава с огнестойкими и износостойкими покрытиями, воздуховоды низкого давления; тканепленочные материалы для изготовления спасательного оборудования и систем приводнения; трубопроводные системы с фитингами, устанавливаемыми по обжимной технологии (цель — снижение массы трубопроводной системы и трудоёмкости изготовления и монтажа).

Резинотехнические изделия, самозатухающие тканеплёночные материалы, тиоколовые герметики.

РТИ специального назначения: армированные уплотнители дверных проемов воздушных судов, обладающие антифрикционными свойствами и изменяемой геометрией для удобства монтажа; огнестойкие уплотнители, выдерживающие открытое пламя 1100 °С в условиях повышенной вибрации и перепадов давления; уникальные негорючие термоусадочные изделия с эффектом памяти для монтажа кабельных бортовых сетей; специализированные уплотнительные системы для статических и динамических подвижных агрегатов воздушного судна.

Термосвариваемые, не требующие клеевого состава, самозатухающие сверхпрочные тканеплёночные материалы, использующиеся при изготовлении спасательных трапов, баллонет, средств приводнения воздушных судов и различного спасательного оборудования, которые отвечают требованиям мировых стандартов и превосходящие по характеристикам зарубежные аналоги.

Жидкие полисульфиды (тиоколы) и герметики на их основе, применяемые при строительстве самолётов и вертолётов. Материал единственный в своем роде, способный выдерживать большие механические нагрузки, воздействия УФ излучения, нефтепродуктов и любых видов топлив.

Фитинги трубопроводов, устанавливаемые по обжимной технологии.

Обжимная технология применяется для гидравлических (в том числе высокого давления), кислородных и топливных систем, систем нейтрального газа, систем пожаротушения.

Преимуществами технологии в сравнении с классическими соединениями (ГОСТ, ОСТ) являются: снижение массы трубопроводных систем; снижение трудоемкости изготовления и монтажа; ремонтопригодность трубопроводных систем в процессе эксплуатации; универсальное оборудование для монтажа фитингов и труб из титана, стали и алюминия; фитинги из нержавеющей стали пригодны к использованию в сочетании с титановыми трубами; исключается выполнение специальных контрольных операций – качество обжимного соединения обеспечивается инструментом.

Гибкие фторопластовые рукава эксплуатируются в составе гидравлических и пневматических систем авиационной техники. По сравнению с отечественными аналогичными резиновыми рукавами имеют повышенные эксплуатационные характеристики: высокую стойкость к воздействию рабочих жидкостей и агрессивных сред; устойчивость к воздействию пониженных и повышенных температур; наличие внутреннего токопроводящего слоя для снятия статического электричества. основные технические характеристики:

Воздуховоды низкого давления из полимерных композиционных материалов применяются в системах кондиционирования и вентиляции воздушных судов.

Варианты исполнения воздуховодов низкого давления:

Гибкие тяги системы управления «ГТСУ» предназначены для передачи управляющего воздействия от летчика к исполнительным механизмам.

ГТСУ представляет собой линейный шарикоподшипник, передающий усилия даже при многоплоскостной компоновке с малым радиусом изгибов сохраняя КПД 97%, в том числе и при больших нагрузках.

Гибкие тяги выпускаются в различных исполнениях в зависимости от требуемых характеристик: потребная длина, рабочий ход, максимальная эксплуатационная нагрузка, масса, условия работы.

Максимальная эксплуатационная нагрузка зависит от геометрии профиля сердечника.
Сегодня освоено производство гибких тяги для передачи усилия до 11000 Н на длине 17 метров.

АО «КРЭТ» представило  продукцию гражданского и специального назначения.

Прибор очистки и обеззараживания воздуха М100 подвесной вариант, который используется на рабочих местах, в медицинских палатах (1-3 чел.), кабинетах и небольших помещениях против бактерий, вирусов, спор плесени и летучих органических соединений

Прибор очистки и обеззараживания воздуха Корсар — используется в операционных блоках, больничных и военно-полевых госпиталях против бактерий, вирусов, спор плесени и летучих органических соединений. Разработчик и производитель АО «РПЗ»

Информационно-управляющая система для вертолета обеспечивает прием, хранение, обработку и формирование топографической, навигационной и символьной информации экипажу, а также ввод информации и команд управления с пульта управления ПТ-3. Разработчик и производитель АО «УКБП»

Оптико-электронная система защиты самолетов и вертолетов «Президент-С» предназначена для защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными ракетными, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами путем обнаружения факта угроз и противодействия атакующим средствам. Разработчик и производитель АО «НИИ «Экран»

На стенде Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) вниманию специалистов был представлен турбовальный двигатель ВК-1600В, который является новым продуктом российской разработки. При проектировании и производстве двигателя использовались новейшие технологии и материалы. Серийное производство двигателя ВК-1600В начнется в 2023 году и будет осуществляться силами АО «ОДК-Климов».

Двигатель ВК-1600В предназначен для установки на многоцелевые и специальные вертолеты взлетной массой 5-8 т. Первым объектом применения является перспективный многоцелевой вертолёт Ка-62.

ВК-1600В является конкурентом двигателям Safran Helicopter Engines Ardiden/Shakti, LHTEC CTS800/T800, Pratt & Whitney Canada PT6T-3, и др., соответственно потенциальные объекты применения помимо Ка-62 – это AC352 (Китай), HAL Dhruv, HAL LUH, HAL LCH (Индия), TAI T-625 и Т-129 Atak (Турция) и другие.

Конструкция двигателя позволяет выполнять дальнейшую разработку различных модификаций (в том числе для использования в БПЛА и в составе силовой установки лёгких пассажирских и транспортных региональных самолетов) и расширение линейки двигателей семейства ВК-1600.

Мощность ВК-1600В на взлетном режиме составляет 1400 л.с., на режиме 2,5 минутной мощности при отказе одного двигателя – 1750 л.с. Удельный расход топлива на взлётном режиме – 200 г/л.с.ч.

Совместно с двигателем применяется электронная система автоматического управления типа FADEC. Блок автоматического регулирования и контроля БАРК-15В имеет двухканальную архитектуру, компактные размеры, сочетает в себе не только функции контроля и управления системами двигателя, но и имеет функции диагностики и поиска неисправностей. Двигатели ВК-1600В обладают высокой надежностью, эксплуатация двигателей осуществляется по техническому состоянию.

На стенде холдинга «Вертолеты России», помимо БАС-200

были представлены: Аэрогамма-спектрометр (АГС) — изучает усредненные по площади содержания радиоактивных элементов в приповерхностном слое горных пород и почв — прежде всего урана (радия), тория и калия. В основе интерпретации данных АГС лежат закономерности распределения радиоактивных элементов в горных породах и рудных полях.

Основными решаемыми задачами являются: изучение нефте- газоперспективных территорий; определение элементов геологического строения изученной территории; поиски месторождений радиоактивного сырья; изучение характера и интенсивности проявления наложенных процессов (метасоматоза) и поиски месторождений гидротермального типа; дистанционный экологический мониторинг, включая оценку радиационного загрязнения территорий (Цезий-137).

Гравиметр

Аэрогравиметрия (аэрогравиразведка, гравиразведка) – это геофизический метод разведки полезных ископаемых, основанный на измерении ускорений силы тяжести на борту летательного аппарата. Величины аномалий поля силы тяжести зависят от неравномерности изменения плотности пород, слагающих земную кору.

Основными решаемыми задачами аппаратуры являются: структурно-тектоническое картирование погребенного фундамента; выявление структур, перспективных для локализации углеводородов; картирование наиболее контрастных образований осадочного чехла, в первую очередь соленосных толщ, а также интрузивных образований; картирование разрывных нарушений, в том числе возможных надвиговых дислокаций и зон трещиноватости; картирование палеорусел.

Во время работ гравиметр с системой записи данных помещается в термозащитный чехол, закрепляемый под фюзеляжем БАС-200, антенна устанавливается в хвостовой части летательного аппарата. Базовая GPS станция устанавливается в районе проведения работ и служит источником дифференциальной коррекция GPS данных.

Магнитометрический метод геофизической разведки (магнитометрическая или магнитная разведка (магниторазведка) основан на измерении модуля или компонент индукции геомагнитного поля Земли. Аномалии магнитного поля определяются различиями магнитных свойств горных пород и полезных ископаемых.

Основными решаемыми задачами Магнитометра (Гондолы) являются: структурно-тектоническое картирование с определением иерархии, взаимоотношений и кинематики основных разломов; выделение минерализованных зон, зон скарнирования; картирование интрузивных тел различного состава, как выходящие на поверхность, так и погребенные; выявление и картирование зон метасоматоза.

При выполнении съемок высокого разрешения, антенна GPS-приемника устанавливается рядом с датчиком магнитометра. Погрешность определения координат реальных точек измерения не превышает первых десятков сантиметров благодаря организации дифференциального режима работы навигационной системы.

На стенде АО «РОСОБОРОНЭКСПОРТ» посетители моги увидеть:

Военно-транспортный вертолет Ми-17В-5 — предназначен для перевозки личного состава, транспортировки грузов и техники внутри грузовой кабины или на внешней подвеске, десантирования тактических воздушных десантов, высадки разведывательно-диверсионных групп, уничтожения наземных объектов и перевозки раненых.

Возможны дополнительные варианты применения вертолета: поисково-спасательный, противопожарный, санитарный, корпоративный. Вертолет оснащен современным бортовым комплексом радиоэлектронного оборудования, обеспечивающим круглосуточное применение вертолета и оружия. Вертолет оснащен средствами защиты от поражения ракетами с тепловыми головками самонаведения, а также мощной броневой защитой кабины экипажа, жизненно важных систем и агрегатов, средствами повышения боевой живучести.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35М — предназначен для поиска и уничтожения в любое время суток бронированной и небронированной техники, живой силы противника, командных и других пунктов управления, малоскоростных воздушных целей, транспортировки десанта и раненых, повышения мобильности подразделений сухопутных войск и огневой поддержки их на поле боя. Вертолет может выполнять взлеты и посадки на бетонированных и грунтовых (заснеженных) площадках, расположенных на высотах до 3500 м над уровнем моря. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает круглосуточное решение пилотажных и навигационных задач и применение оружия в простых и ограниченно-сложных сложных метеорологических условиях.

Авиационное вооружение включает комплекс управляемого ракетного вооружения 9К113К, обеспечивающий применение до 8 противотанковых управляемых ракет, несъемную подвижную пушечную установку 9А-4454 (НППУ-23) с пушкой калибра 23 мм.

Экспортный образец боевого разведывательно-ударного вертолета Ка-52 (Ка-52Э) предназначен для круглосуточного выполнения в любых погодных условиях, следующих разведывательных, специальных и боевых задач: уничтожение подвижных и неподвижных танков, бронированной и небронированной боевой техники, долговременных огневых точек, живой силы и малоскоростных летательных аппаратов; уничтожение надводных целей; ведение огневой поддержки войск десанта; обеспечение оборонительных функций; обеспечение разведки целей; обучение и совершенствование летной подготовки экипажа.

ПАО НПО «Наука»» представили свои разработки для вертолетной техники

НПО «Наука» является разработчиком систем кондиционирования воздуха и изделий для маслосистем двигателей и редукторов более 90 лет. Системы и изделия установлены и эксплуатируются на таких вертолетах как Ми-26, Ми-28, Ми-38, Ка-226, Ка-31, Ка-32, Ка-52. Разработки позволяют обеспечивать комфортную температуру внутри салона и кабин экипажа на вертолетах, а также охлаждают масло двигателей и редукторов вертолетов для их качественной и долгосрочной работы.

В настоящее время ведется разработка систем кондиционирования для вертолетов Ми-171А3, Ми-38, Ка-62, Минога, а также разработка изделий для двигателей ВК-2500, ТВ3-117, ПД-8, ПД-14 и ПД-35.

На выставке были представлены новые изделия, такие как воздухо-масляные теплообменники 7398А и 7409 для маслосистем вертолета и вспомогательных силовых установок, воздухо-воздушный теплообменник 7479, используемый для систем кондиционирования воздуха на вертолетах Ми-171А3 и Минога.

Также НПО «Наука» разработало новые универсальные электроприводы для заслонок систем кондиционирования воздуха вертолетов и самолетов. Изделия 7505 и 7458 можно применять на любой заслонке (например, на заслонке 7465-40, также представленной на выставке). Такие изделия сами определяют место, где они установлены и выбирают соответствующий режим работы. Их применение позволяет точнее регулировать подачу теплого или холодного воздуха в пассажирскую кабину и кабину экипажа вертолета.

Изделия НПО «Наука» установлены практически на всех летательных аппаратах отечественной разработки, одно из них 5747Т стоит практически на всех объектах.

НПО «Наука» является разработчиком уникальных изделий, таких как турбохолодильники, например, 6904А, турбокомпрессор 7319, без которых работа систем жизнеобеспечения на объектах невозможна.

В настоящее время НПО «Наука» также ведет активную работу с ОДК, в частности, для «ОДК-Климов» разработан и проходит испытания отсечной клапан 7463, предназначенный для двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500.

Все представленные изделия разработаны на отечественной комплектующей базе, начиная от материалов и заканчивая электрорадиоизделиями.

 

Деловая программа

На HeliRussia 2023 прошла насыщенная деловая программа. Состоялись тематические конференции, круглые столы, дискуссии для общения регуляторов и специалистов отрасли.

Отечественная гражданская авиация в условиях санкционного давления переживает непростые времена. С одной стороны, есть великое прошлое и потенциал, с другой — появились новые и сложные задачи, требующие качественно иного уровня межотраслевого объединения, согласования интересов всех участников рынка, синергии планов и возможностей государства и бизнеса. Что может дать для решения этих задач вертолетная индустрия и каково ее место в будущей экономике России, волнует все предприятия и каждого в вертолетном сообществе.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ «Вертолетная индустрия — устойчивость отрасли в новых реалиях и перспективы развития»

Ключевыми вопросами для обсуждения на Пленарной сессии XVI Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2023 стали дальнейшая эксплуатация отечественных воздушных судов с зарубежными комплектующими и судов иностранного производства, отечественный вертолетный парк и перспективы развития модельного ряда российских авиапроизводителей, единое воздушное пространство для пилотируемых воздушных судов и БАС, а также подготовка авиационного персонала для вертолетной отрасли.

Модератором сессии выступил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Андреевич Борисов.

Глава Республики Бурятия председатель комиссии Государственного совета по направлению «Транспорт» Алексей Самбуевич Цыденов осветил ситуацию транспортной̆ доступности в Дальневосточном федеральном округе и Арктической̆ зоне Российской̆ Федерации. «Регионы являются якорными заказчиками и плательщиками услуг, конечно, у них заинтересованность, чтобы летный час был дешевле. Вертолетное сообщение в труднодоступных местах иногда единственная возможность добраться до места. Для туристов субсидий не будет, соответственно, должны быть доступными перелеты. Сибирь и Дальний Восток, безусловно, потенциальный рынок для вертолетов и сервиса».

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Евгеньевич Бочаров рассказал о возможностях поддержки вертолетной индустрии со стороны государства и о развитии отрасли в новых реалиях. «Основное достижение правительства на сегодня — что родилась программа, корректирующая взаимодействие создателей вертолетов и эксплуатацию. Мы дали уверенность серийным заводам, что техника будет нужна, куплена и востребована. Задачи на сегодня — вдвое увеличить мощности. Конечно, напряжение сильное. Несмотря на трудности, должен быть диалог между промышленностью и эксплуатацией. Предлагаю создать рабочую группу экспертов и регулярно сверять цифры реализации запланированного».

Генеральный директор ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» почетный член Ассоциации вертолетной индустрии Андрей Зарменович Мартиросов затронул тему эксплуатации отечественной вертолетной техники и воздушных судов иностранного производства, а также проблемы вертолетного рынка. «У эксплуатантов растут расходы и уменьшается налет. Если будем терять летные часы, потеряем рынок, рабочие места и сервисные предприятия. Призываю направить ежедневную деятельность на сокращение операционных затрат и избегать ошибочных конструкторских решений».

Директор по маркетингу и развитию бизнеса АО «Вертолеты России» Олег Яковлевич Ландин рассказал о состоянии отечественного вертолетного парка, потребностях рынка и новых вызовах. «Международная кооперация пошатнулась — имеем последствия. Вопрос не в том, сколько стоят комплектующие, а в том, есть ли они вообще. Одновременно решаем задачи по импортозамещению и пока справляемся. Также появился приоритет по созданию легкого вертолета, который будет и для обучения, в том числе. Без издержек вырулить из сложившихся обстоятельств сложно».

Заместитель председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии Вячеслав Владимирович Карцев поднял вопрос о назревшей необходимости разработки стратегии развития вертолетной индустрии. «Для реализации проектов по авиации, в том числе по БПЛА, были созданы стратегии и программы. Для вертолетного сообщества такого документа не было, он необходим, чтобы определить дальнейшую трансформацию индустрии…»

Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Андрей Анатольевич Добряков осветил тему поддержания летной годности и безопасности полетов вертолетной техники в России и рассказал о среднесрочных перспективах интеграции БАС в единое воздушное пространство с пилотируемыми ВС. «Необходимо обратить внимание не только на экономику, но и на безопасность полетов. Мы возим людей, и без безопасности все программы просто разобьются. Чтобы вертолетную балку менять, конечно, должно быть мнение экспертного сообщества, которое оценит необходимость, риски и последствия. Мы готовы участвовать в программах развития вертолетной индустрии и поддерживать их».

Управляющий директор по работе с клиентами АО «ГТЛК» Александр Александрович Врублевский рассказал о программах поставок вертолетной техники российским эксплуатантам по программе льготного лизинга. «БПЛА будут развиваться. Нужно исследовать масштабно рынок и дальнейшую востребованность вертолетов. С Минпромторгом совместно разработана программа, чтобы загрузить заказами производство. Государство пытается стимулировать и помогать вертолетной индустрии…»

Заместитель председателя Союза машиностроителей России академик Российской академии наук Борис Сергеевич Алешин осветил тему развития рынка пилотируемой авиации и «БАС 2050. Планы и перспективы». «Хотим всегда, чтобы старое ушло, а новое быстро пришло, но жизнь гораздо мудрее. На своем веку видел мало новых летательных аппаратов, сразу внедренных и увидевших свет. Если сравнивать с иностранными самолетами, то они использовали принципиально новые решения, но востребованности эти суда не имели. Введение принципиально новой техники не всегда правильно»

Конференция «Авиационное бортовое оборудование»

Организатор — АО «КРЭТ»

18 мая в рамках XVI Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2023 состоялась 11-я научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование». Проводимая ежегодно конференция стала стратегической площадкой для обмена опытом и знаниями в российской вертолетной отрасли. Она объединяет экспертов и позволяет решать актуальные вопросы, связанные с развитием бортовых радиоэлектронных систем. Благодаря масштабности конференция стала важным катализатором для привлечения внимания российских и зарубежных компаний и способствует развитию отраслевого и международного сотрудничества в отрасли.

«Создание летательных аппаратов следующего поколения предъявляет новые требования к создателям бортового радиоэлектронного оборудования, что, в свою очередь, открывает новые возможности для применения передовых достижений в области вычислительной техники и искусственного интеллекта вертолетов – отмечает заместитель генерального директора АО «КРЭТ» по НИОКР бортового оборудования – главный конструктор систем БРЭО Игорь Михайлович Дёмин. – В связи с этим, наша конференция, направленная на обмен опытом и достижениями в области авионики среди ведущих специалистов, играет все более важную роль и становится более значимой…».

На конференции обсуждались различные темы, такие как направления развития искусственного интеллекта для вертолетов, системы управления и навигации для вертолетов и БЛА, важность систем контроля и технического зрения для обеспечения безопасности полетов, новые технологии в области информационного обеспечения вертолетов, интеллектуальная поддержка экипажа, а также другие темы.

На конференции выступили специалисты ведущих предприятий, вовлеченных в разработку и производство бортовых систем для авиации: «Инерциальные технологии Технокомплекса», «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», «МНПК «Авионика», «НЦВ Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России», а также «Корпорация Русская эргономика и интеллектуальные системы» и «Новосибирский авиаремонтный завод.

Конференция «Современные методики спасательных операций»

Организатор — дирекция выставки

19 мая организована конференция «Современные методики спасательных операций», где обсуждались проблемные вопросы, волнующие представителей экстренной медицины различных ведомств, технических специалистов МЧС России, Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательских институтов и предприятий.

В рамках конференции были заслушаны 8 докладов. Своим практическим опытом и достижениями в спасении людей делились представители Минздрава России, МЧС России, научно-исследовательских институтов и частных структур. Участники и гости активно приняли участие в дискуссии, по итогам которой сделаны выводы о необходимости усиливать межведомственное взаимодействие (в рамках РСЧС) при ликвидации ЧС различного характера, продолжать активное обучение работников экстренных служб спасанию нуждающихся, внедрять новые разработки, в том числе использование технологий 3Д-биопечати, увеличивающие шансы на благоприятный исход при спасении тяжело-пострадавших.

Как заявили участники конференции, общение на подобных площадках способствуют взаимопониманию в существующих проблемных вопросах и помогают в их решении.

Конференция «БАС. Приоритеты формирования региональных рынков». Организатор – дирекция выставки и АО «НЦВ Миль и Камов»

Сегодня развитие беспилотных авиационных систем (БАС) является приоритетной задачей для государства. Беспилотники применяются в многих отраслях народного хозяйства, силовых и гражданских сферах.

На панельной дискуссии «БАС. Приоритеты формирования региональных рынков» выступили эксперты отрасли, которые поделились своим мнением и наработками по наиболее острым задачам, стоящим перед БАС-сообществом.

Участники мероприятия обсудили применение БАС в комплексных региональных программах, приоритетные пути межотраслевого взаимодействия при применении БАС, разработку единого стандарта, актуальные вопросы повышения эффективности формирования единой цифровой платформы с применением БАС, основные составляющие формирования региональных рынков услуг БАС — спрос, ОрВД, правовое регулирование, единый заказ, экономические модели.

Модератором дискуссии выступил директор программы «Беспилотные вертолеты» АО «НЦВ „Миль и Камов“» В. В. Маркин.

Дискуссия «Авиационная отрасль для развития Арктики, Дальнего Востока, труднодоступных и удаленных регионов Сибири»

Организатор — дирекция выставки

Освоение Арктики и развитие Дальневосточного региона приобрели в России характер национальных проектов и серьёзных намерений государства.

Очевидно, что в новых реалиях задачи в этом регионе не могут быть выполнены без расширения авиаперевозок, строительства аэродромов и новых посадочных площадок, развития инфраструктуры, внедрения новой вертолётной техники и БПЛА.

Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Выполнение поставленных задач регионами согласно Стратегии развития и перспективы обсудят в ходе дискуссии.

Модератором дискуссии выступил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ — Федор Борисов.

К обсуждению были предложены два направления для развития регионов:

1. Развитие и оптимизация пилотируемой авиации.

Ведущие компании-операторы поделились своими планами развития маршрутной сети, сферы авиационных услуг в целом, а также подняли вопрос развития соответствующей инфраструктуры.

Во время дискуссии бы подняты вопросы по требованиям к оборудованию и оснащению посадочных площадок — необходимость внесения изменений в нормативную базу и свод правил, утвержденных Минстроем РФ о требованиях и правилах проектирования посадочных площадок. Также авиаспециалистам были предложены темы для обсуждения нормативных определений Воздушного Кодекса.

К участию были приглашены представители: Ассоциации Вертолетной Индустрии, комитета «Посадочные площадки», АО АК «Полярные авиалинии», АК «КрасАвиа»; АК «Витязь Аэро»; АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», ООО «Газпромнефть Шиппинг», ООО «Сфера Права» и другие

2. Перспективы применения беспилотной авиации в регионе и развитие инфраструктуры.

Грузовую доставку в труднодоступные и удаленные регионы посредством БПЛА и пилотируемой авиации обсудили в ходе дискуссии.

В диалоге приняли участие: ФГУП «Почта России»; компании «Радар ММС»; АО «УЗГА»; ГосНИИ ГА, НИЦ «Аэроскрипт», ООО «АЭРОМАКС» и другие компании.

 

Конференция «Аддитивные технологии в авиаиндустрии»

Организатор – дирекция выставки ООО «Современные технологии»

Аддитивные технологии все чаще занимают постоянное место в работах инновационных компаний, в прогрессивных лабораториях ведущих предприятий, медицинских учреждений и вузов.

Авиастроение и космонавтика — одни из наиболее требовательных отраслей промышленности, для которых крайне важны не только высокая агрегация изделий (сокращение деталей в сборке), но и малый вес, использование современных высокоэксплуатационных и метаматериалов.

Высокая концентрация операций на минимальной площади позволяют изготавливать изделия на имеющихся территориях заводов.

Модератором конференции выступил эксперт в области аддитивных и классических технологий производства Дмитрий Трубашевский.

В конференции приняли участие представители: «ТринитиТех» в Группе «Моментум», Центр Инжиниринга SIU System, ООО «Фидесис», Московский авиационный институт, ООО «ОНСИНТ», Корпорация развития Зеленограда, ООО «3Д ЛАЙФ» и другие компании.

Продолжая ежегодную традицию освещения всех особенностей внедрения аддитивных технологий, докладчики конференции на HeliRussia 2023 года затронули актуальные вопросы и подняли темы для развития вертолетной индустрии.

Специалисты и эксперты обсудили: применение 3D-оборудования и материалов для авиаиндустрии, повышение ресурса деталей авиационной и ракетно-космической техники, применение программных комплексов для решения задач аддитивного производства, расширение возможностей ЗD-печати, создание функциональных изделий с применением аддитивных и гибридных технологий.

Конференция призвана помочь предприятиям промышленности смело использовать инновационные технологии и привлекать компании, которые готовы к совместным реализациям и технологическим решениям в современных реалиях.

Конференция «Применение термопластичных композитных материалов в вертолетостроении»

Организатор конференции – дирекция выставки и ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина.

Применение композитных материалов в авиастроении позволило снизить массу конструкций и повысить ресурс эксплуатации изделий.

Современные научные разработки направлены на совершенствование составов композитов, что делает эти материалы интеллектуальными — высокотермостойкими, высокомодульными и адаптирующимися.

Развитие вертолетостроения во многом зависит от того, как внедряются композитные технологии в массовое производство. Научный прогресс способствует также созданию других инновационных материалов, что существенно расширяет сферы применения в авиастроении.

Модератором конференции выступил председатель научно-технического совета, советник генерального директора ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, член научно-технического совета Госкорпорации «Ростех», доктор технических наук, профессор Валерий Литвинов.

В дискуссии приняли участие представители: ООО «Термопластиковые композитные технологии, ООО «ИТЕКМА», ООО «Ф2 Инновации».

Свои доклады также представили специалисты различных отраслей о последних разработках в области композитных материалов, обозначили возможные пути расширения функциональных возможностей и сфер применения инновационных материалов.

 

Круглый стол «Достижения авиационной отрасли»

Организатор — ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»

Участие в мероприятии «Достижения авиационной отрасли» позволило обменяться опытом разработчикам и производителям авиационной техники, специализированного оборудования, комплексов управления и материалов, используемых в авиационной отрасли.

Партнерами мероприятия выступили —  ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова».

Участники круглого стола – руководители институтов, научных центров и лабораторий, ученые — разработчики самолетов и вертолетов в рамках HeliRussia 2023 обсудили современные тенденции рынка летательных аппаратов, в том числе БПЛА, направления научно-исследовательской деятельности в интересах аэрокосмических предприятий, стенды для испытания хвостовых трансмиссий и бортовых генераторов вертолетов, проектирование и производство гибридных микросборок энергопреобразующей аппаратуры для аэрокосмического применения, источники питания и преобразователи частоты для электромеханических систем, применение корундовых покрытий в конструкции лопастей вертолётов, электрические силовые установки летательных аппаратов

 

Подписания

ЮТэйр» и «Казавиаспас» расширяют сотрудничество         

18 мая на Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2023 Группа «ЮТэйр» и единый оператор вертолетных услуг в Республике Казахстан АО «Казавиаспас» заключили меморандум о расширении сотрудничества.

В рамках укрепления партнерских отношений «ЮТэйр — Вертолетные услуги» будет оказывать авиационные услуги при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе природных пожаров.

Кроме того, продолжится сотрудничество по действующим договорам. На базе «ЮТэйр-Инжиниринг» будет производиться техническое обслуживание АО «Казавиаспас». В учебном центре Группы «ЮТэйр» будет проходить подготовка и переподготовка летного состава казахстанского оператора на тренажерах вертолетов Ми-26, Ми-17 и Ми-8. «В наших планах — укреплять долгосрочные партнерские отношения, способствующие развитию взаимовыгодного сотрудничества крупнейшего эксплуатанта Казахстана и крупнейшего вертолетного оператора России, лидера мирового вертолетного бизнеса», — прокомментировал генеральный директор АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги», заслуженный пилот РФ Александр Стефанюк.

«Мы рады продолжить сотрудничество с группой компаний «ЮТэйр», в частности по оказанию авиационных услуг при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пожаров на территории наших соседних стран, а также по тренажерной подготовке летного состава для различных типов воздушных судов и повышению уровня квалификации. Наше партнерство выступает эффективным инструментом и всецело способствует взаимному развитию сферы авиации двух стран», — отметил генеральный директор АО «Казавиаспас» МЧС РК Болат Абайдильдинов.

Новые разработки и предложения компаний – экспонентов.

На выставке компании традиционно предлагали индустрии и рынку новые разработки, в том числе для импортозамещения и технологической независимости государства.

Научно-исследовательский центр «Аэроскрипт» представил на полях HeliRussia 2023 концепцию «RuAM: Новая аэромобильность России», а также новый продукт – корпоративное приложение инновационной платформы «Небосвод» для крупного и среднего бизнеса, имеющего свой парк дронов или привлекающих сторонних эксплуатантов.

«Аэроскрипт» является разработчиком первой отечественной цифровой платформы для организации беспилотного воздушного движения «Небосвод». Платформа функционирует по всей России, охватывает самые труднодоступные регионы и все часовые пояса. «Небосвод» включает в себя сервисы для предполетной подготовки и получения разрешений на использование воздушного пространства, в том числе страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. В платформу интегрированы линейки дронов DJI и других производителей. Пользоваться ею можно с любых типов устройств. В 2022 году запущены мобильные приложения для iOS и Android.

Платформа «Небосвод» может выступать в роли информационно-коммуникационной базы и цифровой оболочки экосистемы новой аэромобильности России RuAM. Соответствующую концепцию, основанную на риск-ориентированном подходе к организации беспилотного воздушного движения, разработали в «Аэроскрипт». Документ описывает вызовы и решения для беспилотного авиатрафика в современных условиях городских агломераций и между ними, где появляется множество видов бизнеса, связанного с аэрологистикой и интенсивным использованием воздушного пространства дронами.

С целью интеграции корпоративного приложения для бизнеса в цифровую платформу «Небосвод» разработано API информационного взаимодействия, которое после испытаний будет предложено в качестве национального стандарта.

Компания АО «Эйрбург» представила на выставке комплекс с беспилотными летательными аппаратами «Пчелка», который предназначен для выполнения мониторинга местности (площадных и линейных объектов), оценки состояния объекта; транспортных функций.

Виды целевых нагрузок: оптико-электронная станция (ОЭС) типа JH-EOT 130 с лазерным дальномером; грузы массой до 1,5 кг (медикаменты, припасы и т.д.)

ООО «Аэродин» — специализируется на разработке и мелкосерийном производстве полного цикла, базируется в Санкт-Петербурге и в этом году представляет на выставке 3 беспилотных авиационных системы (БАС):

Универсальный дрон «Пегас» — электрический гексакоптер с высокой производительностью и модульной конструкцией: комфортная взлетная масса в пределах 25 кг, полезная нагрузка до 7 кг, время полета в 2 раза превосходит конкурентов в своем классе: аппарат может находиться в воздухе до 80 минут даже в сложных погодных условиях (ветер 15 м/с, осадки).

«Пегас» оптимален для геологоразведочных миссий, воздушного лазерного сканирования, аэрофотосъемки. Актуальная производственная мощность 80-100 аппаратов в год.

Дрон на привязи «Центурион». Аппарат на 100% спроектирован для питания и передачи данных по кабелю. Для работы необходим источник 200В и мощностью 3-5 кВт. Дрон работает на высоте 150 метров, практически, в непрерывном режиме 24/7.

Основным функционалом является развертывание и ретрансляция связи, длительное высотное наблюдение (в т.ч. в ходе массовых мероприятий), обеспечение ситуационной осведомленности в чрезвычайных ситуациях.

Компания может производить в год до 50 таких аппаратов. Ведутся переговоры по совместным проектам с федеральными операторами связи и представителями радиоэлектронной отрасли.

Гибридный гексакоптер «Пилигрим» — многофункциональный устойчивый дрон на базе разработанной гибридной силовой установки. Дальность полета свыше 200 км, при массе полезной нагрузки до 5,5 кг. Аппарат может находиться в воздухе до 7 часов с возможностью снижения и зависания при необходимости детального обследования объектов и пространств. Базовый функционал «Пилигрима» можем быть дополнен нейросетями и возможностью бортового анализа данных, а также опциональным арктическим или тропическим исполнением.

Объемы производства пока небольшие, в пределах 10-12 единиц в год, однако разработчики выражают надежду, что в рамках Федерального проекта по стимулированию спроса на отечественные БАС, «Пилигрим» станет надежным инструментом на службе региональных ведомств.

АО «БЕТА ИР» представила на своем стенде НАСКД-200МБ – систему контроля технического состояния демонтированных с воздушного судна изделий, при выполнении периодического ТО, входного контроля и устранения отказов, ремонте, работах при хранении. Система НАСКД 200ПР предназначена для контроля технического состояния недемонтированного с борта воздушного судна АиРЭО. Система не заменяет, а дополняет систему НАСКД-200МБ, в части выполнения работ по контролю, в соответствии с РТЭ, РО, предусмотренных к выполнению на борту ВС.

Аппаратура КПА-РСБН предназначена для имитации сигналов и осуществления контроля работоспособности и функционирования систем навигации и посадки через радиоканал и при непосредственном подключении. КПА-РСБН применяется при испытаниях, эксплуатации и ремонте в условиях аэродрома или натурного стенда.

Компания «Хелихоум» является эксклюзивным дилером на территории России и стран СНГ итальянского производителя вертолетов KONNER. На своем стенде «Хелихоум» продемонстрировал новую, уникальную модель итальянского производителя вертолетов KONNER — К2. Новый 4-х местный, газотурбинный, мультитопливный, четырех лопастной вертолет. У аппарата полностью композитный фюзеляж, управление двигателем системой FADEC. Инновационная система безопасности и много других прорывных решений в конструкции и агрегатах. Крейсерская скорость 235 км/ч, максимальная скорость 270 км/ч. дальность полета K2 составляет 610 км. Для вертолетов Konner статический потолок составляет 1700 метров, а практический достигает 4500 метров.

Двигатель надежный, простой в использовании благодаря системе FADEC, он отличается высокой производительностью, универсальностью и гарантирует мощность 250 л.с. при весе всего 50 кг.

Среди возможных видов топлива, которые могут использоваться двигателем TK250 — дизельное и биодизельное, JP-1 и JP-4. TK-250 оснащен электронными системами последнего поколения, которые автоматически управляют функционалом двигателя для облегчения работы пилота.

Московский авиационного институт представил Интерактивную экспозицию «Производство будущего».

Примеры решений Центра компетенций «Энергетические системы» для повышения эффективности производственных процессов, ТОиР и обучения сотрудников (VR тренажеры, AR ассистенты, VR демонстраторы. Заказчики – авиационные предприятия, авиакомпании.

Система динамического управления вибрацией позволяет в динамике изменять частоту, амплитуду и направление вибрации. В основе системы лежит контроллер управления асинхронными двигателями, позволяющий выполнять синхронизацию их работы и, таким образом, реализовывать управляемое воздействие вибраций.

Беспилотный аппарат «Дефектоскоп» для проведения внутреннего осмотра промышленных помещений, проверки состояния оборудования и приборов. Система может регистрировать течи, парения, повышение температуры и другие отклонения от нормальной работы оборудования. В автоматическом режиме передает оператору об отклонениях для своевременного принятия решений по изменению режима работы, замены или починки оборудования.

Благодаря нейронным сетям и внешним датчикам, установленным на аппарате, способен автономно выполнять осмотр, что значительно расширяет его возможности и сферу применения.

Беспилотная авиационная система для автоматического обследования сельскохозяйственных полей БЛА «АэроСкаут» типа – квадрокоптер предназначен для оценки состояния сельскохозяйственных угодий на основе анализа фотоизображений с применением искусственного интеллекта. Управление полётом и выполнение миссии осуществляется за счёт встроенных систем автопилотирования. Аппаратом может управлять не квалифицированный пилот.

Беспилотная авиационная система для селькохозяйственного применения «Агродрон» — беспилотная авиационная система (БАС) предназначена для применения в авиахимических работах (АХР) в составе мобильного комплекса.   Беспилотное воздушное судно предназначено для высокоточного внесения средств защиты растений (пестицидов, гербицидов, инсектицидов и фунгицидов), органических удобрений, прикормок, гормонов роста и других субстанций, вносимых в жидкой форме с применением технологии ультрамалообъемного (УМО) распыления на местности с умеренными неровностями и перепадами высот, где присутствуют одиночные препятствия в виде столбов или деревьев при умеренном ветре в различное время суток.

ООО «ИРАМ» (Институт радарной метеорологии) представил на выставке: Комплексную радиотехническую аэродромную метеорологическую станцию КРАМС-4 отечественного производства, предназначенную для автоматического дистанционного измерения и сбора метеорологической информации об основных параметрах атмосферы, обработки этой информации, формирования метеорологических сообщений, отображения, регистрации и распространения информации по каналам связи для обеспечения вертолетных площадок и дрон портов.

Автоматическая метеорологическая станция «Сайма» отечественного производства, предназначенная для автоматического измерения метеорологических параметров: видимости, высоты нижней границы облаков, параметров ветра, давления, количества и интенсивности осадков. Информация от АМС «САЙМА» может передаваться по проводным каналам связи, сетям сотовой связи, радиоканалам и по локальной вычислительной сети. Мобильный вариант станции предусматривает возможность автономной работы до 7 дней при использовании наземной линии связи и до 36 часов при использовании радиомодемов. Время развертывания 15 минут.

Специализированный web-ресурс HeliMet, предназначенный для приема и отображения (в табличном виде, на картографической подложке, в графическом виде) данных от всех подключенных метеостанций, расположенных на вертодромах, вертолетных площадках, судах, ледоколах, буровых платформах, индикации опасных для авиации условий погоды, отображения технического состояния оборудования. Информация передается по сети Internet, собирается на удаленном сервере и отображается на различных устройствах (персональный компьютер, планшет, смартфон и т.д.)

ОАО Казанский завод «Электроприбор» представил беспилотный летательный аппарат вертолетного типа «Электрон 7» с грузоподъемностю до 7 кг, возможностью работы с различными полезными нагрузками (устройства для перевозки груза, фото и видеокамеры, тепловизоры, лазерные дальномеры, прочее специальное оборудование), большей дальностью и временем полета в сравнении с мультикоптерами.

ФГБО УВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ» на своем стенде продемонстрировали Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки с взлетной массой 10 кг; максимальной скоростью 140 км/ч (самолетный режим); дальностью 100 км; продолжительностью полета 1 час.

Сферами применения могут быть логистика, лесное хозяйство, сбор геопространственных данных. Ключевые преимущества БПЛА: не требуется пусковая установка и взлетно-посадочная полоса; модульная сборка удешевляет сервисное обслуживание; технология, ориентированная на массовое производство; способен выполнять задачи в автоматическом режиме.

Акционерное общество «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» представило на выставке оптические кабели: экранирующие плетенки на основе медных алюминиевых проволок, ленточные провода, бортовые провода.

Основные разработки компании ООО НПП «АВИАКОМ» направлены на импортозамещение: блок навигационных приемников БНП4 замещает аналогичный прибор иностранного производства NAV-4000 (Collins Aerospace); радиодальномер ДМЕ1 замещает аналогичный прибор иностранного производства DME-4000 (Collins Aerospace); радиопеленгатор РПА-500 замещает аналогичный прибор иностранного производства RT-600 (Rhotheta), радиостанция МВ диапазона Алмаз-УПМ замещает аналогичный прибор иностранного производства Алмаз-УП,радиостанция ДКМВ диапазона Прима-КВ замещает аналогичный прибор иностранного производства HF-9000 (Collins Aerospace) HF-1050 (Honeywell Aerospace)

Разработки компании ООО НПП «ПРИМА» направленные на импортозамещение: радиостанция «Прима-ПМА» — семейство авиационных бортовых радиостанций МВ-ДМВ диапазона с программно-определяемой модульной архитектурой. Изделие предназначено для обеспечения телефонной связи и обмена данными в диапазоне частот от 30 до 900 МГц. Отличительной особенностью устройства является реализация перспективных режимов помехозащиты (М1.2Т, М1.2С, М4С), а также широкополосных режимов работы.

Интеллектуальная видеосистема (ИВС) предназначена для преобразования оптического изображения объектов, получаемого при помощи объектива на светочувствительной КМОП матрице, в цифровой поток видеоданных. ИВС идеально подходит для применения на летательных аппаратах с высокими требованиями по разрешению, частоте кадров и качеству изображения, а благодаря аппаратному сжатию, цифровой поток изображений может быть передан по воздушным каналам связи с борта на землю.

Модуль приемо-передающий (МПП) — высокоскоростной терминал передачи данных предназначен для организации сетевой архитектуры и обеспечения в ней двусторонней радиосвязи СМВ диапазона. Сети связи с использованием высокоскоростного терминала передачи данных позволяют передавать мультимедийную информацию между летательными аппаратами, а также решать другие задачи, требующие повышенную пропускную способность каналов связи. Программно-определяемый подход позволяет адаптировать МПП к различным сигнально-кодовым конструкциям радиосигнала уже существующих приемопередающих устройств.

Система внутренней связи и оповещения экипажа воздушного судна СПГУ-21 — авиационная распределенная система внутренней связи и оповещения с цифровой обработкой сигналов на основе IP сетей Ethernet/AFDX предназначена для управления внутренней связью экипажа, управления звуковыми сигналами от различных радиосвязных и радионавигационных средств и систем БРЭО. Обладает возможностью наращивания количества блоков. Данное изделие является решением для нового российского пассажирского самолета МС-21.

Акционерное общество «Казанское научно-производственное предприятие «Вертолеты-МИ» (АО КНПП «Вертолеты-МИ») — современное предприятие, выполняющее полный цикл работ по модернизации вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций: разработка, проектирование, производство, установка и обслуживание.  Перечень основных услуг компании включает в себя: производство и установку внешних дополнительных топливных баков ВДБ.6130.000, производство и установку системы аварийного приводнения САП.4011.000, установку внешней подвески грузов и лебедочно-грузовой системы, проектирование систем для авиационной техники и разработка КД, разработка и производство конвертируемых салонов, пассажирских салонов повышенного уровня комфорта (VIP-салонов)

ООО «Альянс-АвиаТехносервис» представило на своем стенде: топливные форсунки авиационных двигателей, гидроусилитель для гражданского вертолета AW109SP, демпфер несущего винта для гражданского вертолета AW109SP, стартер-генератор для гражданского вертолета A109SP, а также гидроусилитель рулевого винта для гражданского вертолета AW119

Творческие, образовательные мероприятия и презентации

Творческие и образовательные мероприятия и презентации также стали неотъемлемой частью выставки HeliRussia 2023.

 

Презентации:  

На стенде АО «ОДК» Журенков Юрий Николаевич – главный конструктор по ВК-650 провел презентацию на тему: “Вертолётный двигатель ВК-650В”, Колосов Антон Андреевич — главный конструктор ВК-1600 представил — «Двигатель ВК-1600В. Ход работ и планы на будущее». Также состоялась «Презентация учебных программ для эксплуатантов двигателей”, которую провел директор Авиационного учебного центра Козак Александр Иванович.

Фестиваль авиационных вузов «Молодые инженеры и конструкторы – будущее российского вертолетостроения» прошел в рамках выставки.

Передовые инженерные школы представляли свои программы подготовки кадров для развития авиапромышленности, цифровые решения и платформы, а также энергетические программы для авиации.

 

Семинар преподавателей авиационного английского языка

Авиационный английский имеет свою специфику в силу устоявшихся терминов и оборотов, которые необходимо знать для успешной коммуникации с иностранными диспетчерами. Высокое знание английского языка несомненно повышает безопасность полётов, минимизируя возможность непонимания.

На семинаре была представлена информация о современных тестирующих системах инженерно-авиационного и лётного персонала. Кроме того, аудитории будет показали новую онлайн-программу для обучения авиационному английскому языку и фразеологии радиообмена.

 

ФОТО

Ежегодный фотоконкурс «Красота винтокрылых машин»

Награждение победителей фотоконкурса «Красота винтокрылых машин» состоялось 20 мая 2023 года на главной сцене выставочного зала МВЦ «Крокус Экспо», на XVI Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2023.

В номинациях победили:

ВЕРТОЛЕТ – ТРУЖЕНИК

  1. Кожура Марк
  2. Вакулова Вера
  3. Костамо Вера

ВЕРТОЛЕТ – СОЛДАТ

  1. Михеев Алексей
  2. Теущакова Ирина
  3. Кузовков Максим

ВЕРТОЛЕТ – СПОРТСМЕН

  1. Сотникова Наталья
  2. Мальчик Никита
  3. Мартынова Елена

ВЕРТОЛЕТ И ПРИРОДА

  1. Мишин Александр
  2. Малофеев Виталий
  3. Петроченко Дмитрий

«Сердце — Климовский мотор»

  1. Жилкибаев Тимур

К участию в фотоконкурсе принимались фотоработы от профессиональных фотографов и фотолюбителей, печатных изданий, журналистов, сотрудников музеев и галерей, компаний и предприятий.

Из 160 предоставленных работ при онлайн-голосовании отобрали лучшие фотографии. Победители конкурса получили специальные призы от Ассоциации Вертолетной Индустрии, спонсоров и партнеров конкурса.

Спонсор фотоконкурса выступил ООО «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ», а также партнеры: АО «Рособоронэкспорт», АО «Вертолеты России», Общероссийская общественная организация «Федерация вертолетного спорта России», АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», АО «Конструкторское Бюро Промышленной Автоматики» и АО «ОДК–Климов».

Результаты конкурса опубликованы на официальном сайте Ассоциации Вертолетной Индустрии.

HeliRussia благодарит всех участников выставки за плодотворную работу и ждет гостей для участия в экспозиции и мероприятиях на своей площадке с 16-18 мая 2024 года с новыми разработками, идеями и предложениями рынку.

 

 

 

Информационные партнеры