Пленарная сессия «Поддержание летной годности и послепродажное обслуживание вертолетной техники»
Пленарная сессия «Поддержание летной годности и послепродажное обслуживание вертолетной техники» открыла работу HeliRussia 2024
Вопросы поддержания летной годности и эффективной организации послепродажного обслуживания российских вертолетов беспокоят профессиональное сообщество уже более двух десятилетий и Ассоциация Вертолетной Индустрии, с момента своего создания, поднимает различные аспекты этой проблемы на своих и партнерских площадках.
С 2022 года ситуация осложнилась до критического уровня, поскольку эскалация цен на комплектующие и сервисные работы, а также небывалый рост сроков поставки и выполнения работ по техобслуживанию ставят под вопрос не только экономику эксплуатанта, но и обеспеченность страны вертолетным парком, необходимым для выполнения авиаработ в различных отраслях и нацпроектах.
Поиск возможностей, рычагов и механизмов для решения задач вертолетной отрасли в сложившихся обстоятельствах — задачи Пленарной сессии.
Модератором сессии выступил руководитель аналитического центра ФГУП ГосНИИ ГА Ф.А. Борисов.
В Пленарной сессии приняли участие:
Кутепов Андрей Викторович, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике поприветствовал участников сессии и пожелал плодотворной работы.
Мартиросов Андрей Зарменович — генеральный директор ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», почетный член Ассоциации Вертолетной Индустрии поднял вопросы практических необходимостей, рассказал, что ждут эксплуатанты от регуляторов и промышленности, обозначил проблемы авиакомпаний в настоящее время по ППО и возможности их решения, вопросы по медосвидетельствованию пилотов, по оптимизации труда и выдвинул предложения по улучшению и стабилизации ситуации поставок запчастей и продлению ресурсов.
«Повышение производительности труда – основная задача экономики. С учетом кадрового дефицита сегодня мы должны беречь высоквалифицированных специалистов и обеспечить им работу в нашей стране. Например, требования по медосвидетельствованию сегодня избыточны и те опытные специалисты, что не прошли медкомиссию здесь – еще десять лет потом спокойно работают за рубежом. Необходима оптимизация труда…По поставкам – мы не можем добиться своевременных поставок запчастей. Значит должен быть резерв.
Вертолетная индустрия уже в 90-х гг. пережила серьезнейший кризис, Надеюсь кризис роста мы тоже переживем…»
Цыденов Алексей Самбуевич, Глава Республики Бурятия, Председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт» обозначил, как решаются задачи транспортной доступности в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации, готовность поддержки Правительством авиационных секторов экономики и бизнеса, а также призвал к компромиссным решениям между государством, промышленностью и эксплуатантами.
«Без вертолетов невозможно. Вертолетная техника остается важной составляющей при выполнении авиаработ, в том числе при тушении пожаров, как в этом году на Дальнем Востоке и Забайкалье… И значимость вертолетов, особенно в труднодоступных районах, не уменьшится… Губернаторы заинтересованы в индустрии и готовы содействовать развитию и кадрам…»
Добряков Андрей Анатольевич, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта рассказал о существующих проблемах, допусках и требованиях к сертификации новой вертолетной техники российского производства, о возможности увеличения сроков службы вертолетов российского производства, с учетом требований к обеспечению безопасности полетов, новых нормативных актах к эксплуатации вертолетной техники и новых возможностях для эксплуатантов, об отсутствии сертифицированных центров для поддержания летной годности иностранных ВС.
«Постоянный интерес к подобной площадке на HeliRussia подтверждает заинтересованность и небезразличие специалистов в развитии вертолетной индустрии…
Только ленивый не кинул камень в промышленность, а у них тоже проблемы…
Авиаработы могут быть упрощены, но риски должны быть купированы. Если огульно разрешать замену агрегатов, будет потеряна система контроля, что скажется на безопасности полетов…»
Казачков Михаил Юрьевич — председатель Правления АВИ, поднял вопрос об истечении годности, ресурса и необходимости замены канадских двигателей на отечественные для вертолетов Ансат и предложил рассмотреть возможные пути решения совместно с промышленностью и регуляторами отрасли.
«Проблема двигателей для вертолетов Ансат стоит остро, так как срок эксплуатации канадских двигателей истекает, а российские еще не готовы. Всего вертолетов Ансат около 120 единиц — 100 в России и около двух десятков за пределами страны. В первую очередь пострадает флагман — санитарная авиация которая использует данные вертолеты в работе…»
Андреев Данил Алексеевич — и.о. директора по ППО АО «Вертолеты России» озвучил ключевые проблемы развития послепродажного обслуживания и вопрос совместных комплексных решений регуляторов, промышленности и эксплуатантов.
«Вертолеты России осуществляют весь комплекс по ППО. Но рост цен на материалы и кадры растет, что, соответственно, отражается на повышении цены на обслуживание…
…Первые вертолеты, новые, например, типа Ми-171А2 смогут осуществлять не капремонт, а восстановительные работы…»
Грачев Александр Владимирович — заместитель генерального директора-управляющий директор АО «ОДК-Климов» рассказал о теме импортозамещения, серийном производстве двигателей, дальнейших перспективах поставок вертолетных двигателей.
«Появилась, наконец, возможность заявить о российских двигателях. Как говорят — ТВ3-117 – самый летающий, а ВК-2500 самый воюющий, увеличили назначенный ресурс ТВ3-117 до 9000 часов…»
Серов Иван Борисович — заместитель генерального директора АО «НАСК» рассказал о необходимости наладки сервиса и поставки запчастей для ГА.
«Сервис сейчас стоит на передовой. Что делать – работать, находить решения и не забывать про гражданских эксплуатантов, с учетом приоритетов времени…»
Алешин Борис Сергеевич, научный руководитель ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского», академик РАН – в заключительном слове подвел итоги сессии
«Сложившиеся обстоятельства, прогресс, развитие беспилотников будут диктовать условия и предъявлять высокие требования к вертолетной технике.»