Международная выставка HeliRussia 2018: новинки и подробности
26 мая в Москве завершилась XI Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2018. Выставка HeliRussia проводится с 2008 года и уже стала традиционным мероприятием в сфере авиационной и вертолетной индустрий. Учредителем и организатором выставки является Министерство промышленности и торговли России. Свои приветственные послания участникам и организаторам HeliRussia 2018 прислали президент России Владимир Путин, видные государственные деятели и представители российской авиационной отрасли. В выставке приняли участие 246 компаний из 19 стран мира, включая крупнейшие мировые и российские производители вертолетов: Airbus Helicopers, Bell Helicopter Textron, «Вертолеты России», «Уральский завод гражданской авиации» и многие другие.
HeliRussia 2018 – это единственная выставка в России, где можно увидеть мировые достижения в вертолетной индустрии – от проектирования до обслуживания и эксплуатации вертолетной техники.
Большая часть выставки, конечно, предназначена для гражданского сегмента вертолетной индустрии. Однако было представлено немало продукции и идей, которые непременно заинтересуют любителей военной тематики. Но обо всем по порядку.
На выставке был впервые показан будущий отечественный вертолет VRT-500 холдинга «Вертолеты России». Вертолет имеет соосную схему и один двигатель. Разработчики машины обращают внимание на то, что у образца хоть и есть схожесть с машинами фирмы «Камов», однако является абсолютно самостоятельной конструкцией.
Особенность вертолета — быстрая сменяемость внутренней конфигурации. В конструкцию закладывается возможность за 2 часа сменить пассажирские сидения на, допустим, медицинский модуль или вовсе использовать освободившееся место для перевозки полезного груза. По заявлениям компании «Вертолеты России», этой машиной планируется занять не менее 15 процентов мирового рынка гражданских легких вертолетов.
Знаковым событием стала передача первых серийных гражданских вертолетов Ми-171А2 в авиакомпанию «ЮТэйр-Вертолетные услуги». Вертолет Ми-171А2 является новейшей модификацией гражданского многоцелевого вертолета Ми-8. Авиакомпания «ЮТэйр-Вертолетные услуги» является крупнейшим вертолетным оператором в России и мировым лидером вертолетного рынка по величине и грузоподъемности флота.
Объединенная Двигателестроительная Компания представила производимые в России вертолетные двигатели ВК-2500ПС и ТВ 7-117.
Представители отметили, что произошел не просто перенос производства двигателей в Россию, а началось производство модернизированных двигателей. В частности, у двигателя ВК-2500ПС уменьшен расход топлива, увеличена мощность, что позволило вертолетам работать в горных условиях. При этом двигатель стал компактным, благодаря чему можно ставить ВК-2500ПС на место старых двигателей ТВ3-117.
Концерн КРЭТ, представил широкую линейку бортового оборудования. Особое внимание привлекла нашлемная система целеуказания и индикации — НСЦИ. У пилота вертолета буквально перед глазами основные параметры вертолета, на которые он может оперативнее реагировать. С помощью НСЦИ, пилот также сможет смотреть как бы сквозь корпус машины, что может оказаться очень полезным, особенно при взлете и посадке при плохих погодных условиях.
Компания Zala, входящая в состав концерна «Калашников», представила линейку беспилотников и новейшее антидроновое ружьё Rex-1.
Особенность «стрельбы» из такого оружия в том, что импульс, подаваемый из него способен либо отогнать, либо принудить к посадке вражеский дрон находящийся на дистанции до 800 метров. Ружье компактно, не требует особой подготовки от стрелка и довольно легкое – до 4 кг веса.
Еще одной новинкой выставки стало появление нового отечественного беспилотника «Сириус». Его задача заключается в возможности широкой ретрансляции каналов связи, от обычной телефонной связи, до мобильного интернета. Такая возможность крайне необходима для районов, не покрытых линиями обычной связи.
«Уральский Завод Гражданской Авиации» показал вертолет Bell-407 GXP отечественной сборки. Представители отмечают, что ведется работа по локализации производства американской машины. Данная версия знаменитого американского вертолета Jet Ranger уже начала поступать в коммерческую продажу, а также на переоснащение училищ гражданской авиации для первоначального обучения пилотов.
Компания Airbus Helicopters показала обновленную версию широко известной в России и мире модели вертолета Н125. Наверно, сложно найти людей, ни разу не видевших этот вертолет в кинофильмах, видеоклипах или вживую. В России, помимо гражданских машин имеется некоторое количество и полицейских модификаций, служащих сейчас в специальных авиаотрядах Росгвардии. Представители компании отметили, что готовы и в дальнейшем сотрудничать с российскими силовыми структурами.
Премьера многоцелевого вертолета Ми-171Ш-ВН прошла год назад на авиасалоне МАКС-2017. Уже тогда, машина привлекла внимание экспертов и любителей авиации. Однако, только в этом году появилась возможность познакомиться с вертолетом поближе. По словам производителей, Ми-171Ш-ВН является лучшей военной модификацией вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Машина вобрала в себя опыт боевого применения «восьмерок» в ходе военных конфликтов последних десятилетий. Вертолет значительно отличается от своих ранних модификаций. Появились новые винты из композитных материалов и Х-образные рулевые винты.
Защита машины состоит из системы обороны «Президент-С» и бронирования особо важных частей. Вертолет оборудован тепловизионной системой наблюдения и навигации.
Кроме стандартного набора вооружения, вроде блока НУРСов, авиабомб и блока авиапушек ГШ-23Л, вертолет оснащен противотанковыми ракетами «Атака» и двумя крупнокалиберными пулеметами «Корд» калибра 12,7 мм, установленных на точках подвески.
Также, в качестве самообороны на борту установлены пулемет «Корд» в кормовой части и еще один «Корд» на специальной шкворневой установке, что раньше на отечественные вертолеты не устанавливалось.
Помимо высадки и огневого прикрытия пешего десанта, на выставке показана возможность перевозки и высадки новейших багги чеченской разработки Chaborz М-3.Представитель производителя отметил, что сейчас, совместно с силовыми структурами, прорабатывается тактика применения багги линейки Chaborz и их десантирования с вертолетов семейства Ми-8.
Можно с уверенностью сказать, что Ми-171Ш-ВН является очень грозной машиной, переставшей быть простой транспортной «рабочей лошадкой». При поступлении на вооружение в отечественные силовые структуры, и с учетом высокого профессионализма наших летчиков, новая машина станет настоящим помощником и соратником российских спецназовцев в любой точке земного шара.
Взгляд на будущее
В рамках выставки прошел международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От винта». Здесь представлены модели воздушной и наземной техники, собранные юными конструкторами возрастом до 16 лет. Конечно, большая часть изобретений пока является просто идеей юных конструкторов. Но не стоит забывать, что всего через 10 лет именно они придут на предприятия и им предстоит двигать вперед отечественную и мировую авиацию.
Поэтому, уже сейчас стоит обращать внимание на идеи, воплощенные, в детские модели. Например, обращает на себя внимание летающая модель самолета вертикального взлета и посадки В отличие от конвертопланов, крылья и мотогондолы остаются неподвижными, поворачиваются в полете только ротор и винты. Вспомогательные моторы в хвосте убираются в корпус, при переходе в горизонтальный полет.
В этом году выставку посетили около 12000 человек. Особо приятно, что посетить выставку приходят далеко не только специалисты отрасли, но и многие любители авиации вместе с детьми. Следующая выставка HeliRussia 2019 пройдет с 23 по 25 мая следующего года, и обещает быть не менее масштабной и привлекательной.