15 - 17 мая

Круглый стол «Инновационные технологии для авиатранспортной отрасли и наземной инфраструктуры»

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола

«Инновационные технологии для авиатранспортной отрасли и наземной инфраструктуры»

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА HELIRUSSIA 2024

 11 июня 2024                                                                                        г. Красногорск, Крокус Экспо

 

Дирекцией HeliRussia совместно с Фондом «Сколково» при участии представителей заинтересованных организаций, в рамках Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2024 был организован и проведен Круглый стол «Инновационные технологии для авиатранспортной отрасли и наземной инфраструктуры».

По результатам обсуждения широкого круга вопросов состояния и перспектив развития инновационных технологий в авиации, участниками мероприятия было отмечено наличие в этой сфере ряда значимых, актуальных и медленно решаемых проблем, к которым относятся:

  1. Повышенные требования к безопасности полетов, которые требуют высокого качества авиатоплива, особенно в части его чистоты. Сейчас для контроля за чистотой авиакеросина в основном используют визуальный метод, при котором чистоту топлива для самолетов проверяют с помощью точечных проб, которые составляют незначительное количество (около пяти тысячных процента) от общего объема авиакеросина.

Решением проблемы является контроль чистоты топлива в потоке, который позволит проверять весь объем. Так, например, АО «Газпромнефть-Аэро» разработала датчик, который автоматически определяет количество механических примесей и воды в потоке авиатоплива. Для продолжения проекта необходимо привлечь партнера, который поможет разработать серийный образец датчика, а также сертифицировать его по Техническому регламенту ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» и провести испытания вместе с Государственным НИИ ГА и 25 ГосНИИ МО РФ.

  1. Рост цен на авиатопливо достиг величин, не позволяющих авиакомпаниям сохранять рентабельность бизнеса на достаточном безрисковом уровне. Прогноз стоимости — дальнейший рост. Снабжение Северных регионов посредством «северного завоза» только ухудшает ситуацию по причине стоимости доставки и снижения качества топлива. Кроме того, современные авиадвигатели, использующие реактивное топливо ТС-1, уже достигли своей максимальной эффективности, но при этом не всегда соответствуют постоянно ужесточающимся экологическим требованиям по снижению вредных выбросов. Кроме того, по-прежнему сохраняются риски экологических загрязнений в результате аварий на объектах наземной инфраструктуры при разливе нефтяных топлив.

Участники круглого стола отметили необходимость комплексного решения и постепенной замены нефтяных топлив на транспорте на газомоторные, в том числе на авиатранспорте снижение доли реактивного топлива в пользу Авиационного сконденсированного топлива (АСКТ), которое значительно дешевле, безопаснее и экологичнее. Фонд «Сколково» поддержал проект разработки новой модификации двухтопливного вертолета Ми-17(171) с двигателями ВК-2500(ТВ3-117).

  1. Современная беспилотная и легкомоторная авиация остро нуждается в маршевых силовых установках, обеспечивающих длительность полета свыше 3 часов. На текущий момент в Российской Федерации отсутствуют серийно выпускаемые авиационные (включая БПЛА) поршневые двигатели внутреннего сгорания во всех диапазонах мощностей! Если для авиации (включая БПЛА), запускаемой с земли еще есть импортные альтернативные решения, то в судовой авиации (включая БПЛА) проблема стоит гораздо острее, в связи с требованием работы на авиационном керосине. Усилия маркетологов, продвигающих новые типы воздушных судов (например «коптеры»), а также общемировая зеленая повестка (например программы развития водородной энергетики) преувеличивают возможности существующих и будущих авиационных систем на базе электромоторов. Детальный анализ всех типов силовых установок показывает, что ДВС остаются безальтернативным решением для коммерческих полетов. При этом поршневые двигатели имеют меньший ресурс и большую массу, чем газотурбинные, однако, одновременно, стоимость их разработки и производства в несколько раз меньше.

Решением проблемы является планомерное развитие в РФ собственной, суверенной  отрасли малого поршневого двигателестроения нацеленной на создание нескольких линеек двигателей разного диапазона мощностей нового поколения, работающих в том числе на авиационном керосине и газомоторном топливе типа АСКТ,  в т.ч на двухтактном цикле, с низкой массой и низким расходом топлива. Мощность малых, серийно выпускаемых, двигателей от 3,5 до 300 л.с.

  1. Вертолетная промышленность богата наукоемкими и высокотехнологичными продуктами, которые зачастую остаются недооценёнными. Для развития инновационного потенциала отечественного вертолетостроения в промышленных отраслях не хватает действенных инструментов и технологических решений, которые позволяют наглядно демонстрировать эффективность в различных сферах их применения.

Город Москва предлагает и осуществляет практику, направленную на расширение кооперационных связей и продвижение продукции отечественных производителей. Проведение технологических конкурсов в авиационной отрасли позволит молодым компаниям показать наработки широкому кругу партнёров, а крупным игрокам — найти свежие идеи и обменяться опытом. Программа пилотного тестирования инноваций, в свою очередь, позволит снизить риски при внедрении новых решений и апробации перспективных разработок. Данные меры будут способствовать развитию вертолётной индустрии и повышению её конкурентоспособности на мировой арене.

 

Модератором мероприятия выступил Л. В. Артемов — помощник Президента ЭСВУ БРИКС, руководитель направления БПЛА Фонда «Сколково».

Участники круглого стола:

Прокопенков Владимир Владимирович – начальник управления производственной деятельности АО «Газпромнефть-Аэро»

Тема: «Инновационные решения авиатопливного сектора и электрический аэродромный топливозаправщик и автоматический анализатор чистоты топлива»

Чунина Анна Николаевна, заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы

Тема: «Как Агентство инноваций Москвы помогает инновационным стартапам внедрять разработки в город и крупный бизнес»

Затямин Игорь Юрьевич, генеральный директор ООО «Интеравиагаз»

Тема: «Двухтопливная модификация вертолета Ми-17 с двигателями ВК-2500ПС-03»

Маслов Платон Анатольевич, генеральный директор ООО «Двигатели для авиации»

Тема: «Авиационные поршневые двигатели
внутреннего сгорания нового поколения разработки»

Барабаш Валерий Иванович, генеральный директор ООО «Мотор.Аэро»

Тема: «Перспективные силовые установки для БПЛА и легкомоторной авиации»

Информационные партнеры