Круглый стол «Инновационные технологии для авиатранспортной отрасли и наземной инфраструктуры»
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола
«Инновационные технологии для авиатранспортной отрасли и наземной инфраструктуры»
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА HELIRUSSIA 2024
11 июня 2024 г. Красногорск, Крокус Экспо
Дирекцией HeliRussia совместно с Фондом «Сколково» при участии представителей заинтересованных организаций, в рамках Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2024 был организован и проведен Круглый стол «Инновационные технологии для авиатранспортной отрасли и наземной инфраструктуры».
По результатам обсуждения широкого круга вопросов состояния и перспектив развития инновационных технологий в авиации, участниками мероприятия было отмечено наличие в этой сфере ряда значимых, актуальных и медленно решаемых проблем, к которым относятся:
- Повышенные требования к безопасности полетов, которые требуют высокого качества авиатоплива, особенно в части его чистоты. Сейчас для контроля за чистотой авиакеросина в основном используют визуальный метод, при котором чистоту топлива для самолетов проверяют с помощью точечных проб, которые составляют незначительное количество (около пяти тысячных процента) от общего объема авиакеросина.
Решением проблемы является контроль чистоты топлива в потоке, который позволит проверять весь объем. Так, например, АО «Газпромнефть-Аэро» разработала датчик, который автоматически определяет количество механических примесей и воды в потоке авиатоплива. Для продолжения проекта необходимо привлечь партнера, который поможет разработать серийный образец датчика, а также сертифицировать его по Техническому регламенту ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» и провести испытания вместе с Государственным НИИ ГА и 25 ГосНИИ МО РФ.
- Рост цен на авиатопливо достиг величин, не позволяющих авиакомпаниям сохранять рентабельность бизнеса на достаточном безрисковом уровне. Прогноз стоимости — дальнейший рост. Снабжение Северных регионов посредством «северного завоза» только ухудшает ситуацию по причине стоимости доставки и снижения качества топлива. Кроме того, современные авиадвигатели, использующие реактивное топливо ТС-1, уже достигли своей максимальной эффективности, но при этом не всегда соответствуют постоянно ужесточающимся экологическим требованиям по снижению вредных выбросов. Кроме того, по-прежнему сохраняются риски экологических загрязнений в результате аварий на объектах наземной инфраструктуры при разливе нефтяных топлив.
Участники круглого стола отметили необходимость комплексного решения и постепенной замены нефтяных топлив на транспорте на газомоторные, в том числе на авиатранспорте снижение доли реактивного топлива в пользу Авиационного сконденсированного топлива (АСКТ), которое значительно дешевле, безопаснее и экологичнее. Фонд «Сколково» поддержал проект разработки новой модификации двухтопливного вертолета Ми-17(171) с двигателями ВК-2500(ТВ3-117).
- Современная беспилотная и легкомоторная авиация остро нуждается в маршевых силовых установках, обеспечивающих длительность полета свыше 3 часов. На текущий момент в Российской Федерации отсутствуют серийно выпускаемые авиационные (включая БПЛА) поршневые двигатели внутреннего сгорания во всех диапазонах мощностей! Если для авиации (включая БПЛА), запускаемой с земли еще есть импортные альтернативные решения, то в судовой авиации (включая БПЛА) проблема стоит гораздо острее, в связи с требованием работы на авиационном керосине. Усилия маркетологов, продвигающих новые типы воздушных судов (например «коптеры»), а также общемировая зеленая повестка (например программы развития водородной энергетики) преувеличивают возможности существующих и будущих авиационных систем на базе электромоторов. Детальный анализ всех типов силовых установок показывает, что ДВС остаются безальтернативным решением для коммерческих полетов. При этом поршневые двигатели имеют меньший ресурс и большую массу, чем газотурбинные, однако, одновременно, стоимость их разработки и производства в несколько раз меньше.
Решением проблемы является планомерное развитие в РФ собственной, суверенной отрасли малого поршневого двигателестроения нацеленной на создание нескольких линеек двигателей разного диапазона мощностей нового поколения, работающих в том числе на авиационном керосине и газомоторном топливе типа АСКТ, в т.ч на двухтактном цикле, с низкой массой и низким расходом топлива. Мощность малых, серийно выпускаемых, двигателей от 3,5 до 300 л.с.
- Вертолетная промышленность богата наукоемкими и высокотехнологичными продуктами, которые зачастую остаются недооценёнными. Для развития инновационного потенциала отечественного вертолетостроения в промышленных отраслях не хватает действенных инструментов и технологических решений, которые позволяют наглядно демонстрировать эффективность в различных сферах их применения.
Город Москва предлагает и осуществляет практику, направленную на расширение кооперационных связей и продвижение продукции отечественных производителей. Проведение технологических конкурсов в авиационной отрасли позволит молодым компаниям показать наработки широкому кругу партнёров, а крупным игрокам — найти свежие идеи и обменяться опытом. Программа пилотного тестирования инноваций, в свою очередь, позволит снизить риски при внедрении новых решений и апробации перспективных разработок. Данные меры будут способствовать развитию вертолётной индустрии и повышению её конкурентоспособности на мировой арене.
Модератором мероприятия выступил Л. В. Артемов — помощник Президента ЭСВУ БРИКС, руководитель направления БПЛА Фонда «Сколково».
Участники круглого стола:
Прокопенков Владимир Владимирович – начальник управления производственной деятельности АО «Газпромнефть-Аэро»
Тема: «Инновационные решения авиатопливного сектора и электрический аэродромный топливозаправщик и автоматический анализатор чистоты топлива»
Чунина Анна Николаевна, заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы
Тема: «Как Агентство инноваций Москвы помогает инновационным стартапам внедрять разработки в город и крупный бизнес»
Затямин Игорь Юрьевич, генеральный директор ООО «Интеравиагаз»
Тема: «Двухтопливная модификация вертолета Ми-17 с двигателями ВК-2500ПС-03»
Маслов Платон Анатольевич, генеральный директор ООО «Двигатели для авиации»
Тема: «Авиационные поршневые двигатели
внутреннего сгорания нового поколения разработки»
Барабаш Валерий Иванович, генеральный директор ООО «Мотор.Аэро»
Тема: «Перспективные силовые установки для БПЛА и легкомоторной авиации»