HeliRussia 2020: итоги выставки
С 15 по 17 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась XIII Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2020. Выставка проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2344-р от 12.09.2020 года.
Организатором HeliRussia 2020 выступило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Выставка проведена по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Титульным партнером стал холдинг «Вертолеты России», стратегический спонсор мероприятия — банк ВТБ.
Традиционно HeliRussia проходит в мае, но в связи с неблагоприятной ситуацией в этом году даты проведения мероприятия были перенесены на осень. Организаторы выставки соблюли все рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. За три дня работы HeliRussia мероприятие посетило свыше 6 тысяч человек.
Сегодня Международная выставка вертолетной индустрии по праву считается главным российским отраслевым событием и крупнейшей вертолетной выставкой Европы и Центральной Азии. В этом году она проходила в условиях закрытых границ Российской Федерации, что существенно уменьшило число иностранных делегатов. Несмотря на это в работе HeliRussia 2020 приняли участие 161 компания, из 12 стран: России, Австралии, Республики Беларусь, Великобритании, Ирана, Казахстана, Ливии, Новой Зеландии, Турции, Франции, Швейцарии, CША. При этом компании из Франции принимали участие в рамках объединенного национального стенда, организованного центром NAUKA INNOV Франко-российской ТПП. Свои услуги и разработки представили ESI Group, ITS и Dassault Systèmes.
Церемония открытия прошла на сцене выставочного комплекса, в ней приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин, заместитель Министра промышленности и торговли Олег Бочаров, исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Алексей Новгородов, руководитель Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, генеральный директор Холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, Президент Союза авиапроизводителей России Борис Алешин, Председатель Правления Ассоциации Вертолетной индустрии Михаил Казачков, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.
Владимир Кожин зачитал приветствие участникам и гостям выставки от Владимира Путина. В своем обращении Президент Российской Федерации отметил, что HeliRussia неизменно привлекает внимание специалистов, экспертов и самой широкой публики, служит авторитетной площадкой для укрепления международной кооперации, наращивания взаимовыгодных контрактов, запуска перспективных проектов.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в своем обращении к участникам и организаторам, которое прочел Олег Бочаров, отметил, что вертолетная индустрия – важная составляющая российской экономики, поддерживающая многие отрасли промышленности, и является «визитной карточкой» научно-технического потенциала России.
Генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин во время выступления отметил, что госкорпорация активно использует российские вертолеты на всех космодромах: «Космические объекты в силу разных регламентов всегда находятся удаленно друг от друга, поэтому вертолеты нас всегда выручают в самую разную погоду, в разное время суток». С недавнего времени в «Роскосмосе» было принято решение обучить отряд космонавтов пилотированию на вертолетах, потому что сложные стыковки в космическом пространстве требуют ориентировки пилота. Действия космонавта, управляющего космическим кораблем, очень похожи на те приемы, которым обучают пилота вертолета. Кроме того, Дмитрий Олегович рассказал, что несколько лет назад на HeliRussia обещал освоить вертолетную технику и свое обещание выполнил: «С удовольствием являюсь пилотом частного вертолета и хочу всем пожелать такого счастья: испытывать свободу полета и садиться там, где душа прикажет».
Церемония открытия также стала памятной для пяти выпускников Омского летно-технического колледжа ГА имени А.В. Ляпидевского. Благодаря совместному проекту колледжа, Федерального агентства воздушного транспорта, АО «Русские Вертолетные системы» и АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» группа курсантов прошла летную подготовку на вертолетах «Ансат» и в торжественной обстановке выпускники получили дипломы из рук Алексея Новгородова.
Деловая программа HeliRussia 2020 включала в себя более 40 мероприятий. 14 сентября, в преддверии выставки, состоялась конференция «Пожаротушение с применением авиации». Организаторами выступили холдинг «Вертолеты России» и Ассоциация Вертолетной Индустрии. С приветственным словом к участникам конференции обратились представители Федерального агентства воздушного транспорта и АО «Вертолёты России».
С докладами выступили представители ФБУ «Авиалесоохрана», Московского Авиационного Центра и эксплуатантов. В мероприятии также приняли участие представители авиакомпании Kaan Air (Турция). Участники поделились опытом применения различных российских вертолетов в тушении лесных и техногенных пожаров, обсудили итоги пожароопасного сезона 2020 года.
Первым мероприятием в день открытия стала пленарная дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли». Участие в ней приняли представители Министерств и ведомств, банков, институтов развития, лизинговых и страховых компаний. Участники обсуждали меры государственной поддержки отрасли, пути решения общих отраслевых проблем и принципы совместного экономического поведения, способные усилить индустрию. Одним из главных выводов, к которому пришли спикеры, стала необходимость создания системных мер поддержки: разработка единой лизинговой платформы, которая позволит объективно оценивать потребность в новых вертолетах, объем работ, остаточную стоимость имеющегося флота, и оптимизировать системы послепродажного обслуживания. Подробнее об итогах дискуссии можно узнать на официальном сайте.
Другими важными событиями первого дня стали круглый стол «Беспилотные авиационные системы в задачах экономического развития», организатором которого выступило АО «Кронштадт», и «Проектирование и строительство вертолетных площадок», организованный АО «РУССКИЕ ВЕРТОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ» и 12 международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», организованная Ассоциацией Вертолетной Индустрии.
Ряд презентаций и мероприятий провела Объединенная двигателестроительная корпорация: дискуссии на актуальные темы эксплуатации двигателей, их сервисного обслуживания и востребованности как в гражданском, так и военном секторе. Кроме того, компания презентовала на стенде двигатели ТВ7-117В и ВК-2500ПС-03, которыми уже оснащаются российские вертолеты, и перспективный ВК-650В, первый демонстратор которого обещают представить уже в этом году.
Интерес аудитории привлекли конференции «Аддитивные технологии в авиаиндустрии» и «Применение композитных материалов в вертолетостроении». Современность бросает вызов всем отраслям: эффективность, легкость, экономичность, эргономичность – эти понятия лежат в основе вертолетостроения, и новейшие материалы и технологии ежедневно создают продвинутые версии летательных аппаратов. Перспективы трехмерной печати и увеличения доли композитных материалов в планерах и двигателях обсудили участники и поделились успешными проектами, один из которых двигатель ВК-650В, который будет включать до 20% деталей (в массовом отношении), созданных на 3d-принтере.
Наиболее многочисленной и оживленной стала конференция «Современные методики спасательных операций». В пул спикеров вошли представители спасательных служб из разных регионов России, врачи медицинских бригад и разработчики спасательного оборудования. Доклады охватили самый широкий список тем: от особенностей проведения операций в разных климатических зонах, законодательных ограничений, трудностей при взаимодействии различных служб, до новейших разработок. Модератор Александр Панормов по итогам конференции отметил, что объединение специалистов позволило сформировать три направления дальнейшей совместной работы. Ключевыми вопросами, требующими решения, он обозначил: изменение законодательной базы в части применения спасательных подразделений в вертолетных операциях, создание тренажерной базы для подготовки спасателей и экипажей, и необходимость разработки специализированного вертолета, который будет предназначен для поиска и спасения. Учитывая повышенный интерес профессионального сообщества, конференция будет проводиться ежегодно в рамках HeliRussia.
Центр NAUKA INNOV, организованный при Франко-российской ТПП на HeliRussia провел совместную секцию. Россия и Франция за последние 60 лет создали уникальное, многолетнее стратегическое партнерство в авиационной и космической отраслях с многочисленными совместными предприятиями и общими проектами. NAUKA INNOV призван вывести наше технологическое сотрудничество в новую эру, способствовать успеху наших промышленных лидеров и выявить новые совместные проекты.
Технический комитет Ассоциации Вертолетной Индустрии провел две дискуссии «ФАП-21: Новые возможности в модернизации парка эксплуатируемых вертолетов» и «ТОиР вертолетной техники». Руководитель комитета Олег Худоленко вместе с участниками представили пути сокращения времени и затрат на ТОиР, IT-технологии, которые позволяют контролировать летную годность, перспективы развития вертолетно-сервисного рынка, и подготовку технических кадров. Важным вопросом технической секции стало обсуждение института разработчика модификаций воздушных судов. По результатам дискуссии было принято решение о создании с разрешения Министерства транспорта и Росавиации рабочей группы в рамках Ассоциации Вертолетной Индустрии. Основные задачи рабочей группы: оценка и анализ нормативно-правовых документов по развитию ФАП-21, оказание консультативной помощи разработчиками и производителями воздушных судов, БПЛА, их агрегатов и комплектующих, и поддержание постоянной коммуникации по вопросам разработки новых модификаций.
Фонд «Сколково» выступил соорганизатором круглого стола «Перспективы создания и реализации проектов аэротакси». О скором технологическом и коммерческом прорыве этого вида транспорта говорят многие лидеры рынка. В обсуждении приняли участие основатели компаний-резидентов фонда, представители холдинга «Вертолеты России», рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Аэронет» Национальной технологической инициативы и других заинтересованных компаний. Обсуждение касалось нормативно-правовых, технологических и экономических аспектов реализации проектов аэротакси, среди которых – обеспечение безопасного воздушного движения в городской среде беспилотного и пилотируемого воздушного транспорта, развёртывание пилотных зон для внедрения проектов аэротакси и определение ключевых игроков на этом поле.
В числе важных событий HeliRussia – подписания и соглашения. Холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания «Полярные авиалинии» заключили соглашение о полном сервисном сопровождении эксплуатации вертолетов «Ансат», которые будут поставляться эксплуатанту начиная с 2021 года.
Международные контракты заключались в режиме online: АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) заключило контракт жизненного цикла с крупнейшим эксплуатантом вертолетной техники Республики Индия Sky One Airways. Церемония проходила по видеосвязи, что позволило сторонам поставить подписи одновременно на цифровой версии соглашения.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в рамках HeliRussia пополнила портфель лизинговых займов на вертолеты Ми-8: соглашение о намерениях с авиапредприятием «Ельцовка» на передачу двух вертолетов. Кроме того, ГТЛК в рамках выставки передала два Ми-8-МТВ-1: по одному НПК «ПАНХ» и авиакомпании «Конверс Авиа» соответственно. В рамках программы по развитию лизинга отечественных вертолетов с государственным софинансированием компания заключила соглашение о намерениях с авиакомпанией АК «Русавиа» на передачу в лизинг вертолета «Ансат».
Пилотажная группа «Первый Полет» и ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» заключили меморандум о стратегическом партнёрстве. Соглашение предполагает поставку авиационного бензина марки Avgas100LL в течение 2021 года. Это позволит пилотажной группе оптимизировать затраты на топливообеспечение.
Важным стало вручение Федеральным агентством воздушного транспорта валидированного в Южной Корее сертификата типа вертолета Ми-171А2, а также одобрения главного изменения в сертификаты типа вертолетов «Ансат» и Ми-38.
На HeliRussia не демонстрировались новые образцы пилотируемой вертолетной техники, однако широко были представлены варианты модификации уже существующих машин, перспективы расширения их тактико-технических характеристик и сфер применения.
К примеру, одна из наиболее востребованных отечественных новинок — «Ансат», на HeliRussia был представлен на стенде холдинга «Вертолеты России». На этот раз демонстрировалась машина с внутренним дополнительным топливным баком и баллонетами. Дополнительные баки позволили увеличить дальность до 650 километров, а баллонеты открыли возможность летать над водным пространством, что расширяет круг задач для «Ансата». Система аварийного приводнения срабатывает автоматически при вынужденной посадке на воду и удерживает вертолёт на поверхности минимум 30 минут. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского следующая модификация «Ансат-М» будет еще легче за счет применения композитных материалов и повышения емкости основных баков. Также ожидается установка лебёдки на вертолет, это обеспечит подъём и спуск людей и грузов массой до 272 кг.
АО «РУССКИЕ ВЕРТОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ» представили на своем стенде автономный бокс для перевозки инфицированных больных для вертолетов «Ансат». Герметичная среда с рециркуляцией воздуха позволяет изолировать пациента от пилотов и медиков. Бокс позволил компании выполнять санитарные рейсы в период пандемии. Еще одна новинка, представленная «РВС», модифицированный медицинский модуль разработки и производства Казанского агрегатного завода. От своего предшественника модуль отличается не только расширенным составом и вариативностью медицинского оборудования, но и изменённой компоновкой, позволяющей проводить загрузку и выгрузку пациента одним человеком, а также более удобным расположением членов авиамедицинской бригады относительно пострадавшего. Применение унифицированных носилок, оборудования и каталки, обеспечивает возможность осуществления сквозной транспортировки без перекладки пациента на всех этапах эвакуации наземным и воздушным видами транспорта.
Первый серийный Ми-38 также порадовал гостей и участников HeliRussia. Вертолет, эксплуатируемый компанией АО «РУССКИЕ ВЕРТОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ» экспонировался на уличной площадке. Посетители могли ознакомиться с пассажирской версией машины в VIP комплектации. По соседству с ним — Ка-32А11BC «Московского авиационного центра» с российской системой пожаротушения СП-32. Машина имеет лучшую грузоподъемность в своем классе: до 5 тонн груза на внешней подвеске, и признана экспертами одним из лучших противопожарных вертолетов в мире. Система пожаротушения СП-32 дешевле зарубежных аналогов. Водяной бак может вместить до четырех тонн воды, а также обладает улучшенной эргономикой и цифровым управлением. Главным конкурентным преимуществом СП-32 является возможность тушения пожаров в ночное время.
Среди сверхлегких вертолетов интерес аудитории привлек «Скаут» компании «Борисфен». Это ремоторизированный и обновленный отечественный вертолет Ми-2. Этот тип получил сертификат летной годности 25 августа 2020 года. Винтокрылая машина оснащена двигателями нового поколения АИ-450М-Б, которые позволяют уменьшить часовой расход топлива более чем на 30% (по сравнению с ГТД-350), а также увеличить дальность полета с дополнительными баками до 1000 км. Вертолет может быть выполнен в нескольких модификациях: транспортно-пассажирский, поисково-спасательный, сельскохозяйственный, патрульный, учебно-тренировочный и спортивный.
Единственным из иностранных производителей воздушной техники на HeliRussia стал американский Bell. Производитель представил Bell 505 Jet Ranger X – лёгкий однодвигательный вертолёт, рассчитанный на 5 человек. Примечательно, что на выставке впервые представлена машина, которая уже зарегистрирована в российском реестре, а не доставлена из США, как это было ранее. Кроме того, в ближайшее время в Россию будут поставлены вертолеты Bell 505, оборудованные автопилотом и эксклюзивным VIP интерьером от компании Mecaer. Представитель компании Bell в России и СНГ отметил, что в августе этого года в Россию был поставлен 20-ый вертолёт Bell 429 в корпоративной конфигурации.
Уральская вертолетная компания в рамках выставки продемонстрировала Airbus Helicopters H130. Компания является официальным дистрибьютором Airbus Helicopters в России и имеет сертифицированную по российскому законодательству станцию технического обслуживания.
Помимо этого, посетители выставки смогли увидеть вертолеты R66 и Bo-105 компании «АэроЮнион» — официальный дилер Robinson Helicopter Company в России.
«Аган РСК» представили посетителям три воздушных судна: вертолет Kw-505 KILLER WHALE и самолеты GN-155 CRUZE и Bush-505 SL. Компания воздает воздушную технику, которая может применяться как любителями в АОН, так и профессионалами отрасли для решения множества разных задач. Интересно, что экспозиция выставки расширяется за счет прироста не только винтокрылой техники, но и смежных по характеристикам и задачам аппаратов.
HeliRussia представила 16 моделей беспилотных летательных аппаратов российского и зарубежного производства. Большая часть из них уже находится на этапе промышленного производства. В аэрокосмической промышленности БПЛА ближе всего прилегают к вертолетной технике, поскольку разделяют не только общее воздушное пространство, но также и заказчиков авиационных работ. Кроме самих летательных аппаратов компании представили наземные станции управления и дополнительное оборудование, которым можно оснащать БПЛА для решения широкого круга задач.
Новый российский бренд SmartHELI продемонстрировал летные экземпляры новых беспилотных воздушных судов вертолетного типа SmartHELI-350 и SmartHELI-400. Аппараты могут проводить оперативный авиамониторинг местности, контроль технического состояния инфраструктуры, а также доставлять различные грузы. Кроме того, конструкция беспилотных вертолетов позволяет разрабатывать крепления под нестандартные варианты полезной нагрузки, что расширяет области их применения.
Впервые на HeliRussia перспективные разработки представили 9 компаний-резидентов фонда «Сколково» на объединенном стенде: автономные дроны с вертикальным взлетом и посадкой, оригинальное программное обеспечение для программируемого управления дронами, конвертопланы, вихревые дефектоскопы для композитных материалов, сверхлегкий вертолет, комплекс средств автоматизации управления воздушного движения БПЛА и многое другое.
Последний день работы выставки традиционно стал днем подведения итогов различных конкурсов. На сцене HeliRussia вручили призы победителям конкурса «Красота винтокрылых машин» Он проводится уже 13-й раз подряд и является спутником выставки. За годы проведения конкурс заслужил высокую репутацию и привлек интерес широкой публики. В этом году на конкурс было подано 314 работ от 75 участников из разных стран.
В фотозоне выставки были представлены лучшие 40 работ, а призовые места распределились по победителям в следующих номинациях: «Вертолет-солдат», «Вертолет-труженик», «Вертолет и природа», а также «Вертолет-спортсмен». Кроме того, в конкурсе «Красота винтокрылых машин – 2020» было выделено три отдельных номинации: лучшие фотографии вертолетов разработки КБ «Камов» и КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, а также номинация от ОДК-Климов «Сердце — Климовский мотор».
Еще одним конкурсным мероприятием стала pitch-сессия «HELI старт». Мероприятие было организовано Ассоциацией Вертолетной Индустрии с целью содействия в продвижении стартапов в области авиастроения и привлечения возможных инвесторов, бизнес-партнеров для дальнейшей реализации. Используя возможности выставки и бизнес-сообщество Ассоциации Вертолетной Индустрии конструкторы, инженеры, дизайнеры в сфере авиационных инноваций получили возможность представить свои разработки бизнес-ангелам, частными инвесторам, венчурным компаниям и представителям отраслевых гигантов и корпораций. На сцене HeliRussia выступили 10 участников в трех категории: «Летательные аппараты», «Сервисы», «Технологии». Жюри pitch-сессии активно задавали вопросы участникам о бизнес-модели и перспективах внедрения разработок в отрасль. Некоторые представители получили советы и даже приглашения к диалогу. Победителем стал проект IRCam — это высокоскоростное автоматическое устройство для обнаружения людей, животных или огня с воздуха. Компания получила сертификат на участие со стендом в выставке HeliRussia 2021. Познакомиться с системой и оценить ее эффективность смогут участники и посетители выставки в следующем году.
HeliRussia 2021 запланирована на 20-22 мая, дирекция выставки надеется, что к этому моменту будут снять все территориальные ограничения и выставка порадует посетителей и участников не только новинками индустрии, но вновь воссоединит всех участников отрасли.