Пленарная дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли». Главные тезисы и итоги
15 сентября 2020 года, МФЦ «Крокус Экспо»
Отправной точкой деловой программы «HeliRussia 2020» стала пленарная дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли». Дискуссия была разделена на две тематические части: в первой части обсуждались инструменты государственной политики и стратегического управления отраслью; во второй части шел разговор между представителями лизинговых и страховых компаний о финансовых инструментах и сдерживающих факторах вертолетной индустрии.
К участию в пленарной дискуссии были приглашены главные регуляторы вертолетной отрасли – Минпромторг РФ и Минтранс РФ, банки и институты развития, крупнейшие лизинговые и страховые компании. Главной целью дискуссии стало обсуждение эффективности мер государственной поддержки отрасли и принципах взаимного экономического поведения, которые помогут усилить отрасль.
Исторически Россия является абсолютным лидером в сегментах вертолетов среднего и тяжелого классов. Несколько лет назад в продуктовой линейке появилась машина «Ансат». Производство нового типа воздушного судна или спец-модификации обеспечивает создание нового рынка или прирост существующего. Именно так случилось с появлением легкого многоцелевого «Ансата», в том числе благодаря которому «оживилась» санитарная авиация. Заметным событием 2020 года стало начало эксплуатация нового вертолета «Ми-38». Ключевую роль в развитии отрасли играет участие «главного инвестора», то есть государственная поддержка.
Государственная поддержка производителей и финансирование проектов
Открывая выступления спикеров, Дмитрий Алексеевич Лысогорский (директор Департамента авиационной промышленности, Минпромторг РФ), подчеркнул, что поддержка вертолетной индустрии является одним из важных приоритетов в работе Департамента.
Сейчас основная государственная мера — субсидирование кредитов лизинговых компаний на поставку вертолетной техники, суммарно порядка 1 — 1,5 млрд. в год. Работа Министерства идет в русле поиска новых и наиболее эффективных мер, которые связаны с увеличением объемов поддержки, главная цель которых – развитие вертолетного производства и вывод на рынок новой техники.
В сегменте санитарной авиации сохраняется большой потенциал, который, по мнению спикера, пока не реализован. Регионы демонстрируют спрос на санитарную авиацию, поэтому в 2021-2022 годах запланирована поставка более 60 новых вертолетов, что должно положительно сказаться на экономике вертолетостроительных предприятий.
Для продвижения новой техники и увеличения доли новых типов вертолетов Минпромторг РФ планирует включить в перечень субсидирования новые типы — «Ми-38» и «Ка-62».
Вторая мера поддержки реализована в рамках Постановления №301, связанного с формированием склада запасных частей. Минпромторг РФ планирует серьезно расширить эти меры, включив новые направления, связанные с обучением и подготовкой персонала, переподготовкой кадров. По словам директора Департамента авиационной промышленности, такое расширение необходимо, чтобы сформировать у получателя возможность серьезно развивать бизнес и не зависеть от волатильности рынка и экономики.
По результатам поездки Председателя правительства на Дальний Восток Минпромторгу РФ совместно с Минтранс РФ поручено изменить формат субсидий на обновление парка воздушных судов для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок (Постановление №1212). Субсидия по этому постановлению будет расширена на вертолетную технику. Также в перспективе рассматривается вопрос о передаче администрирования данной субсидии в Минпромтог РФ, чтобы в одном министерстве сформировать полный пакет мер поддержки как производителя, так и эксплуатанта.
В заключении доклада Дмитрий Алексеевич отметил, что министерство будет продолжать поддерживать тренд на увеличение доли новых типов вертолетов, чтобы стимулировать поставки перспективной техники.
Тему государственного участия в развитии промышленности продолжил Алексей Борисович Кузнецов, первый заместитель директора Фонда развития промышленности.
Фонд развития промышленности сформирован в 2014 году благодаря инициативе Минпромторг РФ, общий бюджет проектов составляет более 400 млрд. рублей.
Сейчас в портфеле Фонда более 600 проектов, действуют более десятка программ финансирования, среди которых программы проектов развития, производства комплектующих изделий и программа конверсии предприятиями ОПК.
Особо Алексей Борисович выделил нацеленность Фонда на проекты внедрения новых технологий и локализацию производств. Фонд также предоставляет мультипликативные программы финансирования «классических» проектов в сочетании с программами лизинга, что существенно снижает средневзвешенную ставку для заемщика. Особенно мультипликативные программы выгодны для ресурсоемких предприятий.
Одной из самых востребованных программ, в том числе и предприятиями вертолетной отрасли, является программа цифровизации. Фонд финансирует проекты внедрения цифровых и технологических процессов, которые направлены на оптимизацию бизнес процессов.
Алексей Борисович отметил, что участниками выставки являются получатели средств Фонда, в том числе ПАО НПО «Наука», АО ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева, ПАО АКК «Прогресс», АО «РЕДУКТОР-ПМ». Всего в проекты авиакосмической сферы Фондом проинвестировано около 7 млрд. рублей.
Отвечая на вопросы слушателей дискуссии о возможности прямого финансирования приобретения воздушных судов эксплуатантами, Алексей Борисович заметил, что для компаний, которые предоставляют вертолетные услуги, соответствующей программы пока нет. По заверению Дмитрия Алексеевича Лысогорского вопрос финансирования прямых поставок техники за счет средств Фонда может быть рассмотрен совместно с Минпромторг РФ.
Перспективы развития внутренних воздушных перевозок в условиях кризиса
Подводя итоги работы прошлого 2019 года на форуме Ассоциации вертолетной индустрии эксплуатантами было отмечено существенное изменение рынка вертолетных услуг. Основными факторами падения рынка явились сокращение цен на нефть и сокращение международных заказов авиаработ. В 2020 году эти факторы усилились текущим кризисом, который вертолетная отрасль почувствовала неравномерно.
В связи с этим очень важно понимать, какие меры поддержки получат авиаперевозчики и какие новые направления транспортных задач с использованием вертолетов будут осуществляться в рамках государственных программ.
О таких мерах рассказал Антон Сергеевич Никифоров, руководитель отдела промышленного развития воздушного транспорта Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранс РФ.
В выступлении Антон Сергеевич затронул вопрос развития сети местных региональных перевозок, которые по законодательству относятся к ведению бюджетов субъектов (регионов).
В целом региональные перевозки распределены неравномерно, они сохранились в труднодоступных регионах с суровыми климатическими условиями и неразвитой сетью регулярных региональных наземных сообщений. По итогам предыдущих периодов оборот местных региональных перевозок составил 2 млн пассажиров, при этом 95% перевозок приходится на 14 субъектов.
Антон Сергеевич отметил, что в текущих условиях финансовое состояние субъектов не позволяет обеспечить развитие сети местных перевозок, поэтому разработан порядок предоставления субсидий регионам. Реализация этой меры позволит создать устойчивый пассажиропоток.
В части развития инфраструктуры были озвучены изменения, вносимые Минтранс РФ к требованиям по посадочным площадкам и вертодромам, в том числе не подлежащих категорированию. Проект постановления учитывает все уровни безопасности, а системы мер по защите объектов транспортной инфраструктуры имеют дифференцированы подход, исходя из конкретного функционального предназначения.
Предполагается проработка возможности освобождения владельцев и собственников посадочных площадок от уплаты земельного налога Минфином России и снятия запрета на перевод земель сельскохозяйственного значения на промышленный вид использования, включая послабления для получения разрешения на строительство вертолетных площадок Минприроды России.
Отдельно спикер пояснил, как «регуляторные песочницы» смогут ускорить развитие рынка беспилотной авиации. В рамках вышедшего в 2020 году закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере инноваций в Российской Федерации» отдельным регионам позволят экспериментировать с запуском полноценного беспилотного транспорта на ограниченной территории.
Этот закон даст возможность применять беспилотники в работах, которые сегодня ограничены либо отсутствием процедур, либо избыточностью требований. Механизм регуляторных песочниц позволит корректировать законодательные требования с тем, чтобы, набрав необходимую практику применения новых технологий, определить объем сбалансированного регулирования в будущем.
В части проекта развития Дальнего Востока и Арктики, где применение вертолетной авиации имеет важное значение для транспортной системы, определен прогнозный потребный парк. Спрос был определен авиакомпаниями с учетами их текущей платежеспособности и с учетом мер господдержки. До 2024 года по всей стране потребный парк составляет порядка 250 вертолетов, в том числе для региона Дальний Восток – 40 вертолетов.
Антон Сергеевич отметил, что эти данные не будут окончательными, поскольку вертолетная индустрия развивается, прогнозная плотность пассажирских перевозок на Дальнем Востоке и в Арктике вертолетами будет расти. Поэтому объем прогнозного парка вертолетов увеличится. В то же время беспилотная авиация потенциально должна занять нишу в грузовых перевозках.
Международные рынки
Наряду с развитием внутренней региональной авиации, международная деятельность для вертолетной отрасли – важный сектор, который имеет большой потенциал как с точки зрения продажи техники, так и с точки зрения авиаработ эксплуатантов.
Развитие экспорта, выход на международные рынки – также национальный приоритет. Способствуют решению этой задачи финансовые институты, объединенные государственной корпорацией ВЭБ.РФ.
Представляющий Государственную корпорацию развития Алексей Чистяков (управляющий директор ВЭБ.РФ) отметил, что вертолётный рынок является конкурентным и объемным, а выход на международные рынки – это вызов, требующий инвестиций, что невозможно без поддержки государства. Государственные меры поддержки направлены на приведение стоимости финансирования к конкурентному уровню.
Алексей затронул три ключевые темы, которые касаются системных мер поддержки отрасли:
- создание национальной лизинговой платформы;
- остаточная стоимость вертолетов;
- создание системы послепродажного обслуживания.
В части создания лизинговой платформы, по мнению спикера, ключевым является единое формирование портфеля заказов на лизинг вертолетной техники, размещение консолидированного заказа у производителей и привлечение финансирования (в том числе зарубежного) на максимально льготных условиях.
Единая лизинговая система позволит управлять сформированным парком вертолетной техники, что необходимо для дальнейшего шага – создания рынка продажи вертолетов, который должен быть ликвидным, что даст возможность определять остаточную стоимость вертолетной техники, адекватно и адресно оценивать риски, обосновал Алексей Чистяков.
Кроме того, одним из важнейших условий международного продвижения рынка вертолетных услуг также является создание условий для развития операционного лизинга, подчеркнул докладчик.
Инструменты стратегического управления инновациями
Следующий важный элемент повышения эффективности отрасли связан с инновациями и новыми технологиями. Авиастроение – высокотехнологичная отрасль, требующая колоссальных инвестиций. Основной задачей стратегического управления высокотехнологичных корпораций, в том числе, является определение технологической концепции и трендов технологического развития.
Как анализ патентов может помочь в разработке стратегии развития, в определении, куда инвестировать и что такое «трансфер технологий» рассказал руководитель проектного офиса Федерального института промышленной собственности Олег Валерьевич Ена.
Анализ патентов дает возможность компаниям эффективно использовать информацию для выявление тех технологий, которые могут быть эффективно внедрены в собственные технологические процессы.
Управление технологиями и инновациями может включать выявление технологических областей с ускоренным переходом от фундаментальных исследований к промышленному применению, что ведет к оптимизации НИОКР как по деньгам, так и по времени.
Взгляд эксперта на проблемы отрасли
Страхование – важная финансовая часть авиационного бизнеса. В силу специфики деятельности страховые компании умеют оценивать как отдельные воздушные суда, отдельные компании, так и отрасль в целом, ее перспективы и точки риска. Что можно сделать для повышения эффективности работы авиакомпаний в российских условиях и каковы болевые точки страхования в вертолетной отрасли рассказал Илья Николаевич Кабачник, заместитель генерального директора по авиационному страхованию АО «Альфа Страхование», Президент Международного союза авиакосмических страховщиков.
Илья Николаевич обратил внимание на вопрос адекватной оценки потребности в новом вертолетном парке. Авиакомпании оценивают потребность, с одной стороны, исходя из своего текущего финансового состояния и состояния воздушных судов, с другой стороны — из субъективной оценки потребности рынка. И в этом смысле можно легко прийти к ситуации, когда один и тот же объем работ включается в прогноз нескольких компаний. Таким образом, возникает переоценка объемов рынка и, соответственно, спроса на новую технику.
Для исключения такой ситуации и, как следствие, неплатежеспособности перевозчиков оценка рынка должна дисконтироваться с учетом конечного объема пассажирских перевозок.
Вторая проблема, которая напрямую влияет на эффективность страхования в вертолетной отрасли, связана с обновлением парка и качеством новой техники. Обновление парка, начатое с 2010-х годов, вызвало безусловный оптимизм. Однако ожидания от новой техники — «аварийность падает, качество улучшается», в реалиях не нашли подтверждения.
Большое количество аварий связано с дефектами производства и ремонта. «Никакого тренда повышения безопасности мы не видим, а по новой технике страховые компаниями сталкиваются с непредсказуемой стоимостью ремонта», – отметил Илья Николаевич.
Докладчик также обратил внимание и на «обратную сторону» субсидирования, поскольку поставки новой техники оказывают давление на остаточную стоимость ресурсных машин, что приводит к давлению на маржинальность бизнеса операторов.
Еще одна тенденция времени — сокращается количество операторов, а это, по мнению спикера, негативно для отрасли. Не секрет, что в большой части существует услуга предоставления флага, укрупнение не ведет к улучшению. Докладчик также подчеркнул, что большая часть бизнеса уходит в сторону беспилотных систем.
Вопросом государственной политики в текущих условиях должно быть улучшение качества, подчеркнул Илья Николаевич.
Участниками второй части пленарной дискуссии Инструменты лизинга и страхования для вертолетной отрасли стали:
Калинкин Максим — первый заместитель генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг»;
Королев Антон — заместитель генерального директора по авиации ПАО «Государственная транспортно-лизинговая компания»;
Огиенко Сергей — генеральный директор АО «ПСБ Лизинг»;
Пахомов Роман — генеральный директор ООО «Авиакапитал-Сервис»;
Пискун Павел — директор департамента по работе с крупнейшими клиентами АО «Сбербанк Лизинг»;
Семеньков Вадим — начальник управления страхования космических и авиационных рисков ПАО «Ингосстрах».
Участники представили слушателям свои компании и подняли ряд вопросов, которые актуальны для ведущих финансовых структур отрасли.
Финансовое состояние операторов в условиях текущего кризиса
Лизинговые компании по-разному ощутили влияние текущего кризиса. Со слов представителя наиболее крупного держателя вертолетной техники ПАО «ГТЛК» Антона Королева, — «нет клиентов, которые бы не попросили поддержку». Вместе с тем было отмечено, что пока нет однозначного ответа относительно мер, которые помогут операторам реструктурировать платежи с учетом влияния текущего кризиса. Например, изменение параметров сделки, в том числе удлинение срока лизинга, ведет к изменению финансовой математики по стоимости денег и созданию резервов. Для решения этого вопроса нужны консультации с Минтранс РФ и Минпромторг РФ в части действия Постановления №1675.
Важным шагом поддержки финансовой стабильности отрасли должна стать отмена НДС для эксплуатантов по вертолетным перевозкам. Это особенно актуально в части работ, оплачиваемых бюджетами разных уровней — санитарная авиация, поисково-спасательные работы, местные и региональные перевозки пассажиров.
Было также отмечено, что эксплуатантам необходимо добиваться эффективности рынка и не допускать искусственного снижения стоимости летного часа для получения контрактов.
Операционный лизинг вертолетов
Одно из перспективных направлений финансовых инструментов – операционный лизинг вертолетов. Операционный лизинг, по мнению представителей финансовой отрасли, позволит отойти от классической банковской технологии и позволит более качественно отслеживать техническое состояние актива.
Это направление может стать точкой роста рынка, однако готового решения пока нет, поскольку возникает вопрос дополнительных издержек и компетенций, связанных с техническим обслуживанием и администрированием активов.
Участники дискуссии подчеркнули, что операционный лизинг пока невозможен в том числе в силу отсутствия закона. Тем не менее, спикеры отметили перспективность этого вида финансовых услуг и, соответственно, необходимость доработки законодательной базы.
Сертификация техники
Расширение российского и зарубежного рынков в части операционного лизинга связано также с другой проблемой, которую озвучил генеральный директор ООО «Авиакапитал-Сервис» Роман Пахомов. Это сертификация отечественной техники за рубежом.
Сейчас по законодательству эксплуатантами отечественных вертолетов на практике могут быть только отечественные компании и это сужает рынок. Нормы по сертификации летной техники не гармонизированы с европейскими. Даже имея потенциал по вертолету «Ми-8» на рынках Китая, Индии и в других странах, проблема сертификации ограничивает присутствие нашей техники на международных ранках и приводит к удорожанию стоимости техники.
Спикер подчеркнул готовность паритетно финансировать продвижение вопроса по нормам летной годности и продолжить обсуждение этой темы на уровне Росавиации.
Поставленные спикерами вопросы планируется решить в рамках деятельности Ассоциации Вертолетной Индустрии.