Итоги XIV Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2021
На прошлой неделе завершилась XIV Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2021, проходившая в МВЦ «Крокус Экспо» с 20 по 22 мая. Выставка организована Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и проводится по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1606-р от 19.07.2019 года. Титульным партнером стал холдинг «Вертолеты России», а официальным партнером мероприятия — банк ВТБ.
В 2021 году выставка вернулась в свой привычный «майский» формат. Напомним, что в прошлом году HeliRussia была перенесена на сентябрь в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. В этом году, с соблюдением всех мер предосторожности, за три дня работы выставки, ее посетило свыше 10 тысяч человек.
HeliRussia вновь продемонстрировала высокий уровень и подтвердила свой авторитетный статус крупнейшего европейского вертолетного события. Сегодня HeliRussia — это не просто выставка, но целый бренд авиационного сектора — именно здесь обсуждается и решается будущее вертолетной и смежных индустрий России и зарубежья. Выставка является современной и удобной площадкой для плодотворного общения любителей авиации и специалистов, выработки планов совместных действий, а также обсуждения деталей и заключения контрактов.
Несмотря на то, что границы большинства стран, ввиду продолжающейся пандемии, до сих пор остаются закрытыми, в выставке приняли участие 163 компании из 13 стран мира (Великобритания, Германия, Ливия, Новая Зеландия, Нидерланды, Россия, CША, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Южная Корея).
Общая площадь выставки 2021 года составила 12 000 кв. м. Закрытая выставочная площадь HeliRussia 2021 составила около 10 000 кв. м. Площадь уличной экспозиции, на которой расположились Ми- 8, AW139 и Ансат — около 2 000 кв. м. Посетители познакомились с вертолетной техникой таких именитых международных производителей как Airbus Helicopters, Bell Textron, Leonardo Helicopters, Robinson helicopter company и, конечно же, крупнейшего отечественного производителя, титульного партнера выставки — холдинга «Вертолеты России».
На выставке были представлены следующие экспонаты:
Уличная экспозиция:
- Ансат (2 шт)
- Ми-8
- AW139
Выставочные образцы вертолетной техники:
- EC130 (2 шт.)
- EC350 (2 шт.)
- Robinson R44 (2 шт.)
- Robinson R66 (2 шт.)
- H125
- Bo 105
- Bell 505 Jet Ranger X
- Ми-2
- VRT-500
Автожиры:
- Автожир М24 Orion
- Автожир М16 Plus
- Автожир М24 Plus
Беспилотные воздушные аппараты вертолетного типа:
- SH-380i
- SH-500
- SH-350
- Гибридный герметичный БПЛА SeaDrone MG
Натуральные образцы, представленные на стенде МАИ
- Тренажер-авиасимулятор (комплекс)
- БПЛА вертикального взлета
- Продувочные модели вертолетов (2 шт.)
- Продувочная модель преобразуемого ВКЛА
- БПЛА-коптеры различных модификаций (5 шт.)
- Макет SSJ — демонстратор возможностей аддитивных производств
- Программный комплекс для обеспечения весового проектирования ЛА
Приветственные письма в адрес выставки направил Президент РФ Владимир Путин, Министр промышленности и торговли РФ и многие высокопоставленные и уважаемые лица.
Первый день работы выставки
Первый день выставки HeliRussia 2021 выдался крайне насыщенным.
Торжественная церемония открытия состоялась на главной сцене выставочного зала. В церемонии приняли участие:
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности — Владимир Кожин; заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации — Алексей Беспрозванных; заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) — Олег Сторчевой; заместитель Председателя Союза машиностроителей России Академик Российской академии наук — Борис Алешин; глава Республики Бурятия — Алексей Цыденов; генеральный директор холдинга «Вертолеты России» — Андрей Богинский; генеральный директор АО «ГТЛК» — Евгений Дитрих; генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» — Александр Михеев; генеральный директор АО «Авиакомпания «ЮТэйр» — Андрей Мартиросов.
Владимир Кожин выступил с приветственным словом, зачитав приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина. Почетные гости отметили, что HeliRussia, в нелегких условиях пандемии, держит достойную планку и остается одной из немногих российских выставок авиационной индустрии, проходящих регулярно.
Подписания и награждения
HeliRussia традиционно стала местом подписания ряда важных соглашений, контрактов и договоренностей.
Одним из ключевых событий первого дня выставки стала церемония подписания договора поставки первых легких российских вертолетов VRT 500, состоявшаяся на стенде АО «Русские Вертолетные Системы». VRT500 — легкий вертолет соосной схемы со взлетной массой до 1600 кг. VRT500 впервые был представлен публике в мае на международной выставке HeliRussia-2018. Ожидается, что первые 5 машин «Русские Вертолетные Системы» получат до конца 2024 года.
Нельзя не отметить торжественную церемонию награждения медалью Ассоциации Вертолетной Индустрии «За вклад в международное сотрудничество в вертолетной индустрии» управляющего директора АО «Улан-Удэнского авиационного завода» Белых Леонида Яковлевича.
Также на полях выставки АО «Русские Вертолетные Системы» и группа компаний «МЕДСИ» подписали контракт об организации перевозки пациентов. В рамках подписанного соглашения пациентам клиник МЕДСИ предоставляется полный комплекс услуг санитарной авиации. Авиапарк компании состоит из современных бортов, оборудованных всем необходимым для проведения как плановой, так и экстренной перевозки пациентов. Соглашение предусматривает организацию авиаперевозок пациентов в клиники МЕДСИ из регионов РФ, Московской области на площадку Клинической больницы МЕДСИ в Отрадном или на авиабазу «Русских Вертолетных Систем» в г. Одинцово (Подушкинское шоссе), откуда они будут направляться автомобилями скорой помощи в стационары МЕДСИ. Ожидается, что эта услуга будет востребована среди маломобильных пациентов с ограниченными возможностями передвижения. Проект санавиации для пациентов МЕДСИ представлен в структуре Службы помощи МЕДСИ на дому, которая объединяет широкий спектр услуг, начиная от вызова врача-терапевта или педиатра на дом и забора анализов, до организации постоянного медицинского сопровождения в рамках госпиталя на дому. Возможности санавиации задействуют также в доставке медицинского персонала МЕДСИ к пациентам, находящимся как на территории Московской области, так и в других регионах РФ.
«Пандемия COVID-19 трансформировала наше сознание, научила ответственно относиться к своему здоровью, упростив коммуникацию пациента с врачом. Важно, чтобы наши пациенты, независимо от того, где они находятся, могли получить своевременную качественную медицинскую помощь. В 2020 году был отмечен стремительный рост спроса на медицинские услуги, оказываемые на дому. Количество посещений Службы помощи МЕДСИ на дому за 2020 год составило более 165 тысяч человек, которым было оказано порядка 337 тысяч услуг. Возможность авиадоставки пациентов в клиники МЕДСИ поможет максимально быстро доставить человека в стационар и, возможно, тем самым спасти ему жизнь», — сообщил Руководитель коммерческой службы Департамента помощи на дому МЕДСИ Эльдар Летфуллин.
По словам заместителя Генерального директора по коммерческим вопросам АО «Русские Вертолетные Системы» Сергея Хомякова, «Являясь одним из крупнейших операторов санитарной авиации в России, „РВС“ обладает уникальным опытом работы по данному направлению. Мы уверены, что синергия таких двух крупных игроков и лидеров в своих отраслях, как МЕДСИ и „Русские Вертолетные Системы“ позволит вывести санитарную авиацию в России на новый качественный уровень и предоставить нашим клиентам услуги мирового класса в совершенно новом для нашей страны секторе».
Новосибирский авиаремонтный завод (НАРЗ) холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) подписал соглашение об организации ремонта и сервисного обслуживания радиосвязного оборудования производства АО «ГЗАС им. А.С. Попова» (Горьковский завод аппаратуры связи) в ходе круглого стола «Авиационная аппаратура связи и ограниченный бюджет. Эффективные решения продления срока службы и модернизации».
Соглашение предусматривает передачу комплекта необходимой документации, обучение и сертификацию специалистов НАРЗ на право выполнения работ, доработку средств наземного контроля, поставку оригинальных запасных частей для проведения сертифицированного ремонта.
В рамках договора НАРЗ имеет право осуществлять ремонт радиосвязного оборудования в том числе выполнять работы по бюллетеню с продлением срока службы для российских и зарубежных заказчиков. Это позволяет расширить компетенции НАРЗ по послепродажному обслуживанию.
Hа стенде компании Airbus Helicopters состоялось два мероприятия-подписания. В 10:00 состоялась церемония вручения сертификата первого дистрибьютора вертолетов Airbus в России. Им стал инновационный центр бизнес-авиации «Горка», который теперь сможет предложить российским заказчикам гражданские вертолеты Airbus: однодвигательные H125, H130 и двухдвигательные H135 и H145.
«Мы долго шли к тому, чтобы объявить о сертификации первого дистрибьютора вертолетов Airbus в России, ведь чтобы получить право на дистрибьюторскую деятельность от нашего имени, партнеры должны соответствовать строгим стандартам группы. Открытие первого дистрибьюторского центра упростит многие задачи для заказчиков на локальном рынке — наконец у желающих приобрести вертолет появится возможность приобретать, хранить и обслуживать вертолет в одном месте», — отметил Дмитрий Перепелкин, глава вертолетного подразделения Airbus Helicopters в России.
Павел Карякин, владелец и генеральный директор вертодрома «Горка» добавил: «Мы рады стать первым дистрибьютором вертолетов Airbus в России. Инфраструктура и бизнес-процессы „Горки“ соответствует мировым стандартам и позволит демонстрировать высокое качество сервиса заказчикам продукции Airbus». Планируется, что до конца 2021 года «Горка» будет сертифицирована и как сервисный центр.
Сертификат одобрения в качестве авторизованного центра технического обслуживания вертолетов европейского авиаконцерна Airbus в России был торжественно вручен АО «ЮТэйр-Инжиниринг».
«В настоящее время „ЮТэйр-Инжиниринг“ является единственным сервисным центром вертолетов Airbus, одобренным авиастроительным концерном в России. Мы неоднократно подтверждали партнерам свое качество сервиса и рады, что наш центр технического обслуживания успешно прошел аудит и вновь получил сертификат», — отметил генеральный директор АО «ЮТэйр-Инжиниринг» Рашид Фараджаев.
«Буквально накануне мы завершили последние формальности для того, чтобы в очередной раз подтвердить высокий стандарт услуг, оказываемых „Ютэйр-Инжиниринг“. Мы рады, что теперь владельцы и эксплуатанты вертолетов Airbus могут получить сервис на территории России в соответствии со стандартами качества и безопасности завода-изготовителя», — отметил Дмитрий Перепелкин, глава вертолетного подразделения Airbus Helicopters в России и Беларуси.
Также провели ряд подписаний на полях выставки и представители АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха).
В первый день состоялось подписание генерального соглашения на обеспечение летной годности парка силовых установок вертолетов Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ между АО «ОДК» и АО «ЮТэйр-Инжиниринг». Перед подписанием соглашения стороны разработали совместную стратегию развития до 2030 года, обсудили вопросы ремонта двигателей, находящихся в эксплуатации, модернизации парка двигателей ТВ3-117 на ВК-2500. Компании также договорились об организации обучения технического персонала АО «ЮТэйр-Инжиниринг» по программам учебного центра АО «ОДК-Климов».
«Вертолеты задействованы в выполнении сложных и ответственных задач, которые зачастую не терпят отлагательств, поэтому нельзя допустить остановку эксплуатации машин по причинам выработки ресурса двигателей. Для этих целей „ОДК-Климов“ разработало комплексную программу по поддержанию летной годности парка силовых установок, установленных на вертолеты „ЮТэйр-Инжиниринг“. Заключенное соглашение — закономерный шаг в развитии сотрудничества наших компаний. Это закрепленные на бумаге четкие намерения создать сильную, качественную и конкурентоспособную систему послепродажного обслуживания», — подчеркнул исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.
Генеральное соглашение учитывает положительные результаты всех совместных реализованных проектов и учитывает интересы сторон в рамках дальнейшего сотрудничества. «На протяжении уже нескольких лет АО „ЮТэйр-Инжиниринг“ и АО „ОДК-Климов“ демонстрирует стабильное развитие сотрудничества. Для нас, как крупнейшего технического эксплуатанта вертолетных двигателей и редукторов, используемых в силовых установках вертолетов Миль и Камов, это важный тренд, который позволяет непрерывно повышать уровень безопасности полетов, надежности и качества предоставления услуг как для эксплуатанта, так и для конечного заказчика авиационных перевозок. Немаловажным является и экономическая эффективность эксплуатации, что также является ключевым вопросом для взаимной работы» — отметил генеральный директор АО «ЮТэйр-Инжиниринг» Рашид Фараджаев.
Соглашение между АО «ОДК-Климов» и ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» об осуществлении среднего ремонта авиадвигателей на территории Оршанского авиаремонтного завода в Белоруссии также было подписано в рамках Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2021.
Согласно документу, АО «ОДК-Климов» будет осуществлять средний ремонт двигателей, поставлять специальную оснастку, запасные части, детали и узлы. ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» помимо площадей для выполнения ремонта, предоставит вспомогательный персонал для сопровождения работ. Средний ремонт предполагает восстановление работоспособности двигателя при возникновении неисправности до выработки установленного ресурса.
В рамках выставки французский производитель вертолетов Cabri G2 — компания HELICOPTERES GUIMBAL — и группа HELIATICA (ООО «Хелиатика») объявили о начале сотрудничества, в рамках которого ООО «Хелиатика» стала дистрибьютером Cabri G2 на территории России, а сервисная компания CITICOPTER (ООО «Ситикоптер») — авторизированным сервисным центром. Свой первый вертолет-демонстратор Cabri G2 компания HELIATICA получит в конце 2021 года. К началу эксплуатации дочерняя компания CITICOPTER завершит подготовку летного и технического персонала, приобретет специальный инструмент и расширит свой сертификат ФАП-285 для обслуживания Cabri G2. Вертолет-демонстратор HELIATICA планирует использовать как для учебных полетов, так и для выполнения авиационных работ.
21 мая ПАО «Авиакомпания „ЮТэйр“ и единый оператор вертолетных услуг в Республике Казахстан АО „Казавиаспас“ заключил меморандум о сотрудничестве с целью развития долгосрочного партнерства. АО „Казавиаспас“ — крупнейший вертолетный оператор Республики, который выполняет все виды вертолетных перевозок для государственных органов, организаций и МЧС Казахстана. „ЮТэйр“ планирует обеспечивать учебную подготовку и переподготовку летного состава АО „Казавиаспас“. Сотрудники казахстанского вертолетного оператора смогут получить доступ к тренажерам вертолетов МИ-26, МИ-8Т, Ми-8МТВ и Ми-8АМТ в Тюменском центре подготовки персонала „ЮТэйр“. Кроме того, в интересах казахстанской стороны „ЮТэйр“ будет оказывать авиационные услуги на крупнейшем вертолете в мире Ми-26 и обеспечивать его техническое обслуживание. Во флоте „ЮТэйр“ 26 таких воздушных судов. На базе АО „ЮТэйр-Инжиниринг“ также выполняется техническое обслуживание вертолетов Ми-17 по заявкам „Казавиаспас“.
„ЮТэйр“ — крупнейший вертолетный оператор России и один из лидеров мирового вертолетного бизнеса. Сотрудничество с АО „Казавиаспас“ открывает для нас новые возможности на авиарынке Казахстана. Мы готовы делиться своим опытом в обслуживании и эксплуатации российских воздушных, а также помогать готовить инженерные и летные кадры», — прокомментировал генеральный директор АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Александр Стефанюк.
Генеральный директор АО «Казавиаспас» МЧС РК Болат Абайдильдинов отметил: «Мы рады деловому сотрудничеству с коллегами из России. „Казавиаспас“ является единым оператором вертолетных услуг в Казахстане, который осуществляет полеты в интересах государственных органов и организаций. Партнерство с „ЮТэйр“ — перспективное направление развития не только нашей авиакомпании, но и казахстанской авиации в целом, позволяющее перенять огромный опыт и перейти на новый уровень улучшения сектора воздушного транспорта».
Деловая программа
В рамках первого дня выставки HeliRussia прошло множество мероприятий: конференции, круглые столы, сессии — каждая минута была расписана.
Рабочий тон насыщенной деловой программе задала пленарная сессия «Перспективы развития отрасли. На пороге перемен». Модератором сессии выступил журналист, теле- и радиоведущий, лауреат премии «ТЭФИ-2011» Илья Доронов. Спикерами выступили: заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации — Александр Юрчик; заместитель Председателя Союза машиностроителей России, академик Российской академии наук — Борис Алешин; генеральный директор холдинга «Вертолеты России» — Андрей Богинский; генеральный директор АО «ГТЛК» — Евгений Дитрих; Глава Республики Бурятия — Алексей Цыденов; генеральный директор АО «Авиакомпания «ЮТэйр» — Андрей Мартиросов; руководитель комитета заказчиков авиационных услуг Ассоциации Вертолетной Индустрии — Вячеслав Карцев.
Эксперты обсудили актуальную повестку отрасли с учетом новых экономических реалий и определили перспективные точки роста на основе потребностей, мощностей и потенциала вертолетной индустрии.
Модератор пленарной сессии Илья Доронов отметил: «Ни у кого нет сомнений в важности вертолетного транспорта для нашей страны. Слишком много у нас мест, куда добраться можно исключительно на вертолете. Одна из важнейших потребностей для отрасли сейчас — разработка требований для сертификации вертолетов беспилотников, которые могли бы заменить собой большие машины во время доставки грузов или почты. Спикеры отметили, что очень важно, чтобы все участники отрасли объединили усилия для успешного развития отечественной вертолетной индустрии».
20 мая в рамках деловой программы выставки состоялся круглый стол на тему «Авиационная аппаратура связи и ограниченный бюджет. Эффективные решения продления срока службы и модернизации», организованный АО «ГЗАС им. А.С. Попова». В ходе круглого стола обсуждались проблемы эксплуатации радиосвязного оборудования вертолетной техники, были предложены варианты модернизации и продления срока службы его службы в условиях ограниченного бюджета эксплуатанта, а также возможные эффективные решения по замене существующей аппаратуры связи на современную при минимальных затратах со стороны эксплуатанта.
Никита Шорников, один из организаторов круглого стола «Воздухоплавание: новые технологии и перспективы» рассказал о своих впечатлениях от работы на выставке: «С организационной точки зрения мероприятие прошло успешно, спикеры подготовили чудесные доклады, а заинтересованные лица в зале своевременно задавали актуальные вопросы как технического, так и концептуального характера. Благодаря этому Круглому столу мы ближе познакомились со многими интересными и значимыми людьми в сфере воздухоплавания. Но также мы осознали, что подавляющая часть потенциальных заказчиков крайне слабо представляет возможности аппаратов легче воздуха, и из-за этого мало заинтересованы в них. Этот рынок предстоит выводить на новый уровень, популяризировать возможности аэростатов и дирижаблей.
После того, как мы — группа студентов, смогли организовать встречу ведущих специалистов данной отрасли и потенциальных заказчиков, получили поддержку от них, мы готовы двигаться вперед и справляться с описанной выше задачей».
20 мая в 14.00 на главной сцене Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2021 состоялась встреча с Анастасией Апасейкиной, летчиком-штурманом авиаотряда Росгвардии по Татарстану. Анастасия освоила вертолет Ми-8АМТ, на котором установлены двигатели ТВ3-117. Это единственная девушка в Росгвардии, которая управляет вертолетом. Анастасия Апасейкина пообщалась с конструкторами, создающими авиадвигатели, рассказала о своем опыте пилотирования и взаимодействия с авиатехникой. Дискуссию провел ведущий телеканала «Звезда» Алексей Егоров.
Экономический комитет Ассоциации Вертолетной Индустрии выступил организатором круглого стола «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли». «Открытая дискуссия „Финансовые инструменты для вертолетной отрасли“ привлекла большое внимание к проблемам эксплуатантов вертолетной техники при привлечении финансирования. За ежегодным круглым столом HeliRussia 2021 собрались руководители авиационных предприятий, ведущих лизинговых компаний и профильных министерств. Наиболее оживленное обсуждение вызвали вопросы экономики предприятий вертолетной отрасли, доступности банковских продуктов, оценки рисков при кредитовании, а также необходимости доработки законодательной базы. Эти темы будут тщательно проработаны и вынесены на государственный уровень в рамках деятельности Ассоциации Вертолетной Индустрии», — отметила модератор круглого стола Наталья Трофимова, экономический комитет АВИ.
Одной из ярчайших дискуссий программы стала дискуссия «Авиационная отрасль для развития Арктики и Дальнего востока», где обсудили перспективы применения отечественной техники, требуется ли ее модернизация для безопасного и постоянного применения в этих регионах, как будут решаться вопросы топливообеспечения, технического обслуживания, инфраструктуры, подготовки кадров. Отметим, что тема крайне актуальная, так как освоение и сбережение Арктики, и развитие Дальневосточного региона приобрели в России характер национальных проектов, что говорит о серьезных намерениях государства в этом регионе. Очевидно, что эта работа не может быть выполнена без участия вертолетной техники.
Параллельно с дискуссией, прошла 13 Международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», модератором которой выступил Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт». Вот, что он рассказывает об основных моментах мероприятия: «Ключевой доклад был представлен Ассоциацией вертолетной индустрии и отраслевым агентством „АвиаПорт“. Согласно озвученным данным, в Российской Федерации продолжается активное обновление парка легких двухдвигательных вертолетов и тяжелых многоцелевых вертолетов: на смену морально устаревшим Ми-2 приходят вертолеты „Ансат“, а на смену Ми-8Т / Ми-8П авиакомпании приобретают Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1. Основным драйвером обновления парка вертолетов является программа развития санавиации, однако постепенно формируются условия и для омоложения флота, задействованного в перевозках пассажиров и грузов на местных воздушных линиях.
Поставки вертолетов иностранного производства существенно отстают от рекордных показателей середины прошлого десятилетия, однако в 2020 году поставки превысили показатели предыдущего года. Наиболее популярными моделями стали H125 и H130 производства Airbus Helicopters, наиболее дорогими — AW139 и AW189 от Leonardo.
Негативным фактором, отмеченным в 2020 году, стало увеличение количества авиационных происшествий с вертолетами. В сравнении с относительно благополучным 2019 годом наблюдается буквально обвал показателей: за год произошло пять катастроф и десять аварий. Основное количество происшествий имело место в авиации общего назначения.
Представитель холдинга „Вертолеты России“ представил оценку мирового рынка вертолетной техники, выделив лидеров по количеству и стоимости поставляемой авиатехники. Также были отмечены тенденции в изменении спроса на вертолетную технику гражданского назначения.
Доклад представителя компании Exclases был посвящен вертолетной технике Leonardo Helicopters, предпосылкам и перспективам увеличения парка вертолетов этого производителя в России».
День завершился на главной сцене выставки HeliRussia, где прошла презентация Международного проекта «МультПром», проводимая Фестивалем «От Винта!» совместно с киностудией «Союзмультфильм». Зрителям были представлены работы аниматоров на темы науки и промышленности. Руководителем жюри конкурса выступил заслуженный деятель искусств России, Лауреат Премии Правительства, автор музыки многих популярных мультфильмов России, композитор Григорий Гладков.
Второй день работы выставки
Деловая программа второго дня выставки оказалась еще более разнообразной.
В 10:00 параллельно начались два круглых стола на темы «Аппаратура радиосвязи для вертолетной техники гражданской и государственной авиации. Современное состояние и перспективы» и «Пилотная зона городской аэромобильности в Сколково: статус и перспективы», организованные НПП «ПРИМА» и Фондом Сколково соответственно. Эксперты обсудили острые проблемы отрасли, возможные варианты модернизации и перспективы развития.
Конференция «Пожаротушение с применением авиации» собрала аншлаг в конференц-зале D. Организатор конференции, дирекция выставки HeliRussia 2021, сформировал внушительный список спикеров-экспертов, которые в течение двух с половиной часов обсуждали вопросы системы наблюдения и контроля за пожарной опасностью в лесу, новые и перспективные разработки в области пожаротушения, и, конечно, обменялись опытом и историями успешных экспериментальных работ. Модератором конференции выступил директор ГКУ «МАЦ» Кирилл Святенко.
В рамках конференции, Ивановский парашютный завод «Полет» холдинга «Технодинамика» презентовал новый парашют для «Авиалесоохраны». Он позволит парашютистам-пожарным приземляться на ограниченной площадке лесного массива при обнаружении очага возгорания. О новой разработке рассказал директор по экспорту парашютно-десантной техники «Технодинамики» Дмитрий Глушков:
«Поиск», так называется новая парашютная система, которая поможет специалистам «Авиалесоохраны» прибыть к месту возгорания в труднодоступных местах и оперативно его ликвидировать, создан с учетом специфики применения в лесных массивах. В отличие от других моделей, с которыми работают пожарные, «Поиск» имеет классическую прямоугольную форму из семи секций и легче поддается управлению — это позволяет безопасно приземляться в заданной точке«.
Московский Авиационный Центр приводит цитату главного пилота-инспектора Виктора Калика, который, в рамках мероприятия, рассказал о технологиях пожаротушения в столице: «В Москве, как и в большинстве мегаполисов, много высотных зданий и применение авиации стало эффективным решением при возникновении пожара. Преимущество вертолетов в скорости прибытия и способности сразу приступить к ликвидации огня. Сегодня в Московском авиационном центре находится пять пожарных вертолетов: два Ка-32А, один Ми-26Т и два новейших вертолета Ка-32А11ВС. Все воздушные суда оборудованы специальными системами пожаротушения, а экипажи дежурят в круглосуточном режиме и готовы в любой момент вылететь на ликвидацию ЧС».
Тема борьбы с возгораниями оказалась настолько обширной и актуальной, что участники конференции не смогли уложиться в отведенное для дискуссии время, и продолжили диалог даже после окончания мероприятия.
Ярким событием второго дня стала конференция «Аддитивные технологии в авиаиндустрии», проходящая в рамках выставки HeliRussia второй год подряд. В рамках прошлогодней выставки конференция вызвала большой интерес специалистов вертолетной отрасли к развитию данных технологий, и организаторы не могли оставить эту тему за рамками деловой программы 2021 года. Аддитивные технологии — это технологии послойного наращивания и синтеза объектов. Широкое применение получили для так называемой фаббер-технологии (3D-печать). Своими впечатлениями от конференции поделился модератор мероприятия Дмитрий Трубашевский: «Аддитивные технологии все чаще занимают свое постоянное место в сердцах инноваторов и в прогрессивных лабораториях ведущих предприятий, медицинских учреждений и вузов. Авиастроение и космонавтика — одни из тех наиболее требовательных отраслей промышленности, для которых жизненно важна высокая агрегация изделий (сокращение деталей в сборке), порождающее проектирование, малый вес, использование современных высокоэксплуатационных и метаматериалов. (…) Отразить все нюансы цифровых аддитивных технологий в течении 1,5 часов, которым без малого 50 лет — задача не из легких. Тем не менее, продолжая ежегодную традицию освещения всех премудростей аддитивных технологий, докладчикам удалось рассказать о новых гранях этого промышленного алмаза. (…) Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, встреча единомышленников удалась, а темы и ответы на вопросы во многом затронули некоторые проблемы и подсказали пути их преодоления». Полный текст отзыва будет представлен отдельным релизом на официальном сайте выставки.
Знание английского языка в современном мире неоценимо. Сегодня именно он является «лингва франка» современной авиации. Два мероприятия сегодняшнего дня были посвящены этой теме: «Семинар преподавателей авиационного английского» под эгидой технического комитета АВИ и мастер-класс «Корпоративные финансы на английском для авиационной отрасли. Разбор кейсов», организованный компанией ЭГО Транслейтинг СБ. Впечатлением от посещенного мероприятия «Семинар преподавателей авиационного английского» делится автор телеграм-канала @AeroEnglish: «Мне очень жаль, что таких мероприятий очень мало. Спасибо организаторам, что обратили свой взор в сторону английского языка, хотя такие площадки большей частью используются в рекламных целях.
У наших преподавателей вообще очень мало возможностей для профессионального роста. (…) Мне очень понравилось выступление Анны Шумаевой. „Особенности преподавания технического английского“. (…) У Анны я впервые увидела системный подход к обучению этой части профильно-ориентированного языка. Очень хорошо, что кроме учебников используются аутентичные тексты, лексика вводится лексическими кластерами. Единственное, что меня смутило, это пример из радиообмена с нарушением использования стандартной фразеологии (hold)». Полный текст отзыва можно найти в вышеупомянутом телеграм-канале.
Впервые в рамках выставки HeliRussia прошла дискуссия, с заявленным названием «Цифровизация 1.0», но в рамках подготовки к мероприятию расширенная до — «Цифровизация 1.0 — 4.0: от АСУ до цифровых двойников». Участники дискуссии обсудили технологии, необходимые для цифровой трансформации процессов производства, эксплуатации и, прежде всего, разработки высокотехнологичных изделий — важнейшего этапа с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции. Поскольку сегодня центр тяжести в конкуренции на высокотехнологичном глобальном рынке смещается на этап проектирования, ключевыми инструментами, драйверами и интеграторами становятся технология разработки «умных» цифровых двойников (Smart Digital Twins), а также кросс-рыночные и кросс-отраслевые наукоемкие цифровые платформы.
Совместный доклад на тему «Практические аспекты цифровизации разработки и производства систем автоматического управления» представили Андрей Удодов (заместитель директора программы САУ-заместитель главного конструктора АО «ОДК-Климов») и Александр Кротов (управляющий директор ООО «НИЦ Радиотехники»). Кроме темы применения современных технологий разработки, участники обсудили и более широкий круг связанных вопросов: новые бизнес-процессы и бизнес-модели, новые требования к роли инженеров в организации и к их компетенциям.
Опытом применения специалистами Центра НТИ СПбПУ таких платформ — на примере Цифровой платформы CML-Bench™ — и создания на их основе цифровых двойников в процессе проектирования различных изделий для аэрокосмической отрасли поделился с участниками Александр Тамм (руководитель отдела кросс-отраслевых технологий Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»).
Нельзя не отметить конференцию «Современные методики спасательных операций», вызвавшую обширную дискуссию среди спикеров и участников и продлившуюся более 4 часов. Данная конференция проводится не первый год, и каждый раз поднимает наиболее актуальные вопросы, которые еще долго обсуждаются в авиационным сообществом. Модерировал секцию Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО) ГКУ «Московский Авиационный Центр» Александр Панормов. В рамках конференции 2021 собрался впечатляющий список спикеров, куда вошли опытные спасатели, врачи, конструкторы и другие специалисты, занятые в организации и проведении спасательных операций. Участники обсудили особенности законодательной базы и взаимодействия структур при спасательных операциях; новые технологии и техники проведения спасательных операций, особенности взаимодействия летного состава и спасателей.
Хочется упомянуть и мероприятие, которое прошло на стенде АО «ОДК» и собрало много зрителей — диалог ведущего телеканала «Звезда» Алексея Егорова с пилотажной группой российских ВВС «Беркуты»: «Мастерство вертолетного пилотажа: люди и техника», в рамках которого они рассказали об особенностях своей работы.
Темой заключительного круглого стола выставки HeliRussia 2021 стала «Проектирование и строительство вертолетных площадок». Организатором выступил АО «РВС». Спикер мероприятия Сергей Чанушкин (технический директор АО «Навигатор») представил доклад по теме «Система посадки и наблюдения оперативного развертывания (КОРМА)».
Третий день работы выставки
Третий день традиционно посещает широкий круг небезразличных к авиации людей, которые приходят оценить экспозицию целыми семьями и лично прикоснуться к экспонатам, которые стали популярными объектами для фотосессий. Деловая же программа этого дня запомнилась двумя яркими мероприятиями.
В 13:00 на главной сцене состоялась церемония награждения победителей конкурса «Красота винтокрылых машин».
Это традиционный фотоконкурс, проводимый каждый год Ассоциацией Вертолетной Индустрии. В этот раз организаторы получили 348 работ из 5 стран мира. Выставку из 40 лучших фотографий гости HeliRussia 2021 могли наблюдать рядом со сценой. Лауреаты и победители этого года:
- номинация «Вертолет-солдат»: 3 место — Дмитрий Яковлев; 2 место — Екатерина Бронникова; 1 место — Алексей Михеев.
- номинация «Вертолет-труженик»: 3 место — Степан Змачинский; 2 место — Ксения Карпукова; 1 место — Александр Львов.
- номинация «Вертолет и природа»: 3 место — Владимир Сорокин; 2 место — Анастасия Тупицына; 1 место — Александр Терещенко.
- номинация «Вертолет-спортсмен»: 3 место — Герман Шевелев; 2 место — Владимир Роша; 1 место — Илья Котин.
- номинация: «Сердце-Климовский мотор» от ОДК «Климов»: Александр Подолян.
Призы за лучшие фотографии вертолетов фирмы «Ка», «Ми» и «Ансат», победителями стали Денис Бушковский, Александр Подолян и Андрей Кудрец соответственно. Также впервые была вручена награда на лучшую фотографию, выполненную женщиной, от ФораФарм, обладательницей которой стала Мария Говорухина.
В 15:00 состоялась презентация Союза женщин летных специальностей «Авиатриса», которая в этом году называлась «Расковцы в небе полковом» и была приурочена к 800-летию Александра Невского и 80-летию формирования 3-х женских авиаполков.
XIV Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2021, подошла к концу. Благодарим всех участников и гостей за проявленный интерес.
Тем временем, дирекция выставки уже объявила даты следующей HeliRussia, которая пройдет с 19 по 21 мая 2022 года в Крокус Экспо. Следите за обновлениями на официальном сайте, в Инстаграме и Фейсбуке.
До встречи на HeliRussia 2022!